ИОНАТ

ИОНАТ (VII в.) – аббат монастыря Мархианы (ныне Маршьен, Франция), святой (память в Западной церкви 3 августа). Об Ионате упоминается в Житии св. Риктруды, составленном в 907 г. агиографом и музыкальным теоретиком Хукбальдом из Эльнона (ныне Сент-Аман-лез-О). Согласно Житию св. Риктруды, Ионат был учеником епископа-миссионера св. Аманда (ум. в 675/676 г.), который назначил его настоятелем мужского монастыря Мархианы. Впоследствии Ионат создал при обители также женскую общину, образовав таким образом «двойной» монастырь. Настоятельницей женской общины стала св. Риктруда (ум. между 675 и 691 гг.), вступившая в обитель по совету св. Аманда. В позднейших источниках сообщается, что Ионат некоторое время управлял также Эльноном, основным монастырём св. Аманда (в перечне эльнонских аббатов указано, что Ионат был третьим настоятелем обители после Аманда и Урса). Согласно «Краткой хронике» Эльнона («Chronica brevis de fundatione et abbatibus Elnonensibus»; XIII в.), перед третьим путешествием в Рим св. Аманд поручил управление Эльнонским монастырём Ионату, в то время аббату монастыря Мархианы. Хотя о третьем путешествии св. Аманда в Рим упоминается также в его Житии, составленном Филиппом из Омона (вторая половина XII в.), эти сведения исследователи считают недостоверными, однако полагают, что указания в перечне аббатов могли быть основаны на более ранней традиции. Согласно записи XIII в. в Маршьенских анналах, Ионат возглавил монастырь Мархианы в 641 г. Болландисты  в целом согласились с датировкой кончины Ионата (690/691 г.), приведённой в позднейших маршьенских источниках (эта датировка закрепилась в последующей историографии). Сохранилась гомилия на день памяти Ионата («Чтения на память преставления св. исповедника Ионата»). Лион ван дер Эссен вслед за болландистами приписывал её авторство Хукбальду, однако исследователи считают более вероятным, что гомилия была составлена в конце X в. Автор гомилии был знаком с творчеством Хукбальда, у которого он заимствовал сведения и стилю которого подражал. Значительную часть гомилии занимает рассказ о миссионерских трудах св. Аманда и его учеников, в произведении не содержится новых сведений об Ионате. Наибольший интерес для исследователей представляет пространное повествование об обретении мощей маршьенских святых Ионата, Риктруды и Мавронта при аббатисе Иудифи (вторая половина X в.) и о совершившихся при этом чудесах (исследователи полагают, что обретение мощей послужило поводом для составления гомилии).

 



 
PR-CY.ru