ИОНА - Страница 8

В основе «Закона о невинных» лежали политические устремления Адамнана, выдвинувшего идею симфонии государства и церкви. Считая необходимым сосредоточить власть в руках единого христианского правителя, Адамнан показал в составленном им Житии св. Колумбы примеры государственно-церковного сотрудничества. Впоследствии эти идеи были восприняты другими церковными общинами. Стремление Адамнана упрочить позиции Ионы получило отражение в Житии св. Колумбы, где описывается слава святого, жившего на окраине христианской ойкумены, но ставшего известным во всём мире: «И столь немалая благодать была дарована Богом этому блаженной памяти мужу, что хотя он жил на этом маленьком островке на краю британского моря, но имя его удостоилось прославления не только по всей нашей Ирландии и по всей Британии, величайшему из островов мира, но и достигло даже треугольной Испании и Галлий, и лежащей за Пеннинскими Альпами Италии, и самого Рима – главы всех городов». По мнению исследователей, в этом утверждении отразилась забота Адамнана о конгрегации Ионы, которая из-за неприятия римской пасхалии и тонзуры оказалась в сложном положении и была вынуждена всецело опираться на поддержку ирландских правителей. Отрицая схизматическую позицию Ионы, Адамнан пытался продемонстрировать принадлежность конгрегации к полноте Вселенской церкви. Положение Ионы после кончины Адамнана остаётся для исследователей не вполне ясным. Они полагают, что в монастыре существовали внутренние конфликты, связанные с вопросом о пасхалии и с междоусобицами в Дал-Риаде. Последовательность правления настоятелей в анналах, по мнению исследователей, перепутана и противоречит сведениям зальцбургского перечня, в источниках содержатся терминологические неясности (например, выражения «kathedra Iae» и «primatus» могут относиться как к аббатам, так и к епископам, которые в то время жили на острове Иона). Исследователи предполагают, что сторонником введения римских обычаев был аббат Дунхад (707–710 гг.), смещённый, но в 716 г. вернувшийся на должность настоятеля. Согласно Беде Достопочтенному, тогда же в монастырь Иона прибыл англосаксонский епископ Эгберт, долгое время проживший в Ирландии, который убедил монахов изменить пасхалию. Это событие получило отражение в анналах (Pascha commotatur in Eoa ciuitate). В 718 г. в монастыре была принята и римская тонзура. В то же время ухудшилось положение конгрегации в стране пиктов: согласно анналам, в 717 г. правитель Нехтан, сын Дериле, изгнал духовенство «общины Колумбы» из своих владений. Беда Достопочтенный сообщал, что Нехтан по совету аббата Кеолфрида ввёл в стране пиктов римские обычаи. Поскольку в Ионе в те годы также были приняты римские пасхалия и тонзура, то предпринятые Нехтаном меры исследователи готовы объяснить его недовольством медленным ходом реформы, внутренними противоречиями в конгрегации или же сближением Нехтана с правителями Нортумбрии. Им представляется также вероятным, что Нехтан перевёл пиктские церковные общины, ранее подчинявшиеся Ионе, в юрисдикцию местных епископов.

 



 
PR-CY.ru