ИОНА - Страница 2

Беда Достопочтенный сообщает, что св. Колумба прибыл в Британию для проповеди христианства. Эта же версия изложена в среднеирландском Житии св. Колумбы (XII в.). Там рассказывается о том, как св. Колумба в сопровождении клириков прибыл на остров Иона, где встретил двух епископов, которые попытались прогнать монахов. Однако св. Колумбе было открыто, что епископы «ненастоящие» (naptar epscoip iar fír), и те удалились с острова. Святой сообщил спутникам, что для закрепления за монахами права на остров необходимо, чтобы кто-то из них умер и был здесь похоронен. Один из учеников св. Колумбы, Одран, вызвался добровольно умереть; после его погребения началось строительство монастыря. Согласно монастырским анналам, св. Колумба получил остров Иона в дар от Коналла, сына Комгалла, правителя ирландского княжества Дал-Риада в Западной Шотландии (запись под 574 г.). Адамнан считал, что аббатство Ионы находилось на территории Дал-Риады, а Беда Достопочтенный полагал, что св. Колумба основал монастырь при поддержке пиктского царя Бруде, сына Мельхона. Исследователи считают более вероятным, что монастырь был основан на территории Дал-Риады, с правителями этого княжества св. Колумба был связан тесными отношениями, в том числе родственными. О внутренней жизни монастыря при св. Колумбе исследователям известно, в основном, из составленного Адамнаном Жития святого (достоверность изложенных в Житии сведений о VI в., исследователи ставят под сомнение). Согласно Житию, остров Иона был собственностью монашеской общины. Деревянные постройки монастыря (monasterium, cenubium), расположенные вокруг двора (platea), включали церковь (eclesia, oratorium) и крупное жилое или хозяйственное помещение (magna domus). По мнению исследователей, насельники монастыря размещались в кельях, устроенных внутри одного крупного здания (magna domus; это соответствует практике начала VI в. в юрских монастырях в Галлии, где аббат св. Евгенд (ум. около 510 г.) заменил кельи единым дормиторием), а настоятель и монастырское руководство занимали особые кельи. В VII в. среди монахов преобладали ирландцы, однако Адамнан упоминал о нескольких англосаксах. Точных сведений о введенном св. Колумбой монашеском уставе у исследователей нет. В «Похвале Колуму Килле» упоминается о том, что основатель монастыря использовал аскетические сочинения Василия Великого и св. Иоанна Кассиана (на труды этих отцов церкви ориентировался и св. Евгенд, реорганизовавший юрские монастыри). О проведении богослужений в монастыре исследователям известно мало: Адамнан упоминает о пении монахов в церкви и о том, что св. Колумба во время приезда епископа уступил ему право служить мессу. В Житии неоднократно сообщается о существовании скриптория. Адамнан пишет о том, что монахи занимались земледелием, разводили коров, в дочерних монастырях было распространено речное и озёрное рыболовство. В обители велись строительные работы (в Житии упоминается о строительстве дома для гостей). Монастырь посещали гости и паломники из Ирландии, среди которых были видные церковные деятели и настоятели других обителей. Через паломников насельники монастыря поддерживали связь с родиной и своевременно получали известия о важнейших церковных и политических событиях.

 



 
PR-CY.ru