ИОНА, Мирошниченко (Мирошин) Иван Павлович - Страница 4

Портрет исполнен масляными красками на зеленоватом фоне, одежда святого тёмная, акцент сделан на лике, чертам которого придана большая по сравнению с фотоснимком правильность. На другом живописном изображении первой половины XX в. (?) из монастырского Преображенского скита в селе Нещеров Иона показан необычно – по пояс, в полной схиме с куколем на голове, в руках чётки, глаза, как обычно, прикрыты. На портрете работы художника С. Афониной (2003 г., Ионинский монастырь) Иона изображён сидящим, с посохом и чётками в руках, возле механизма привезённых в обитель из Парижа часов 1858 г., на фоне освещённого солнцем циферблата, вверху слева – графический набросок образа «Собор Пресвятой Богородицы» (видение Божьей Матери со святыми 9 марта 1862 г.). Иконы Ионы начали создавать после возвращения его св. мощей в возобновлённый Ионинский монастырь (1993 г.), особенно после местной и общецерковной канонизации святого (1995, 2000 гг.). В основном, они написаны в традиционной иконописной стилистике и технике. Образ преподобного складывался на основе его прижизненных изображений (фотографий и портретов). Сохранились нетленными его мощи, подлинные облачения и вещи, гроб крупного размера (для тела рослого человека). Известны собственноручно написанные Ионой воспоминания с подробным пересказом видений. Иконы изобилуют реалистическими деталями, которые хорошо известны посещавшим монастырь паломникам. В отличие от портретов, на иконах глаза преподобного открыты. К настоящему времени разработано три основных типа иконописных изображений Ионы. В начале 1990 гг. одним из первых появился золотофонный поясной образ святого письма Андрея Репетовского. Икона была поставлена в склепе над мощами святого, в 2005 г. украдена и продана в Выдубицкий монастырь (в юрисдикции УПЦ(К)). Иона представлен в богослужебном облачении – епитрахили, фелони и митре, с наперсным крестом, с благословляющей именословно десницей, в левой руке – посох настоятеля; надпись: «Преподобный Иона Киевский». Более распространённый извод иконографии встречается на двух поясных прямоличных иконах начала XXI в. из алтаря Троицкого собора обители, на поясной аналойной иконе Иона с частицей мощей (иконописец Г. Зуева) из южного придела в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» Троицкого собора. Святой облачён в схиму, на голове характерная скуфья, правой рукой благословляет (иногда на ней чётки), в левой руке – свиток, если он развёрнут, пишется текст: «Дh ти, моегw закона не w ставл# йте» (ср.: Притч. 4:1–2). У Ионы волосы до плеч и широкая седая борода, разделённая на множество прядей. На подобных иконах Иона нередко именуется: «Преподобный архимандрит Иона, в схиме Пётр». К этому же времени и типу относится ростовая икона Ионы: пять сюжетов из Жития святого написаны на фоне горок, расположенных по сторонам от его фигуры (одесский реставратор и иконописец Александр Рудый, Троицкий собор монастыря). Здесь показаны: видение небесных обителей Ионой в младенчестве; пребывание Ионы в Саровской пустыни (благословение Серафимом Саровским); явление Ионе Пресвятой Богородицы (на фоне «яко огнь палящий»); преставление Ионы. В среднике житийной иконы 2008 г. из Преображенского скита в селе Нещеров (иконописец Александр Микловда, дипломная работа иконописной школы Московской духовной академии) Иона изображён по пояс, в мантии и схимнической шапочке, со свитком в руке.

 



 
PR-CY.ru