ИОНА, Мирошниченко (Мирошин) Иван Павлович - Страница 3

В 1930 гг. Троицкий монастырь был закрыт, в 1966 г. склеп с мощами Ионы вскрыт и разграблен, украдена часть мощей (голова). 21 октября 1966 г. нетленные мощи Ионы и останки епископа Калужского и Боровского Виталия (Иосифова), находившиеся в отдельном склепе под полом церкви, были перенесены на Зверинецкое кладбище и захоронены в одной могиле. В 1993 г. на территории Троицкой обители был организован скит, в 1996 г. – Ионинский Троицкий монастырь УПЦ Московского патриархата, которому в 1997 г. переданы Зверинецкие пещеры. 5 октября 1993 г. мощи Ионы были перенесены с кладбища в монастырский храм, 14 октября установлены в склепе. В 1999 г. совершён чин прославления Ионы в лике святых. Наследие Ионы составляют рукописи 1888 и 1891 гг., воспоминания, поучения, письма, завещание. В монастырской церкви под стеклом сохраняется кипарисовый гроб, в котором он был похоронен, облачение, кресты – постригальный, вырезанный Ионой в Белобережской пустыни и параманный, а также палица преподобного. Большинство изображений Ионы находится в Ионинском Троицком монастыре Киева или происходит из него. Исследователям известно три фотографии Ионы конца XIX – начала XX вв. и тоновая литография 1902 г. (мастерская Ефима Ивановича Фесенко в Одессе), выполненная, как полагают исследователи, с утраченного снимка (все хранятся в Ионинском монастыре). Иона, проживший около ста лет, запечатлён на фотографиях в очень преклонном возрасте. Поскольку он не любил фотографироваться, все снимки сделаны, по мнению исследователей, при случайных обстоятельствах, имена фотографов остались неизвестными (подписи и штампы мастеров на фотокарточках отсутствуют). Характерной особенностью всех фотоснимков и сделанных по ним портретов является то, что Иона представлен смотрящим вниз, с полуприкрытыми глазами. На одной из фотографий он стоит возле кельи, одежда соответствует описанию знавших Иону монахов: «...Старец как летом, так и зимой носил одни и те же сапоги, лёгкий потёртый подрясник и убогую рясу». На нём круглая высокая скуфья, голова опущена и слегка повёрнута влево, лицо почти полностью скрыто широкой недлинной седой бородой. На поясной фотографии конца XIX в. Иона в подряснике, подпоясанном «вервием», и в высокой скуфье (в монастыре хранятся два экземпляра фотокарточки разного формата). На фотоснимке, который дошёл до нас в виде тоновой литографии 1902 г., Иона был запечатлён сидящим и погружённым в молитву, в схиме, с чётками в левой руке. Исследователи полагают, что списком этого образца является живописный портрет на холсте начала XX в. (до недавнего времени находился в Троицком соборе, в настоящее время – в ризнице). По деталям изображения к сохранившейся литографии очень близок оплечный снимок преподобного в овальной рамке. На нём можно рассмотреть необычный схимнический головной убор Ионы: крест наподобие покровца, концы которого вшиты в широкую тесьму-«околыш», с молитвой: «Святый Боже, Святый Крепкий…». В проёмы получившейся таким образом скуфьи, как полагают исследователи, заменяющей куколь, проглядывают седые густые волосы преподобного, причёсанные на прямой пробор. Благодаря воспроизведению этого головного убора образ Ионы хорошо узнаваем на иконах. Прижизненный портрет Ионы конца XIX в. из Ионинского монастыря с автографом художника Г. Вигурова и подписью: «...Основатель и Iй насто# тель архим. Iw на Кiево-св.-троицкаго общежит. монастыр# », восходит к поясной фотографии старца в подряснике и скуфье.

 



 
PR-CY.ru