ИОНА, Мар Ионан бар каша Маравгин

ИОНА, Мар Ионан бар каша Маравгин (между 1835 и 1840 гг. – 1910 г.) – епископ Урмийский и Супурганский. Родился в горной области к западу от города Урмия в потомственной семье священников, из которой по обычаю, существовавшему в Ассирийской церкви (см. ст. Церковь Востока), избирался ребёнок-назорей (нзира) для воспитания и последующего возведения на епископскую кафедру. С детства носил титул «натыр курси» (сир. «хранитель престола», т.е. епископского кресла), получил хорошее домашнее образование. Когда Ионе исполнилось 15 лет, его семья переехала в село Супурган. В 1850 гг. Иона был посвящён во диакона и иерея Ассирийской Церкви Востока, затем возведён в степень архидиакона. В 1862 г. в списке урмийского духовенства упоминается Аркян Ионан, кандидат во епископа, проживающий в селе Супурган. В июне 1874 г. Мар Шимун Рувил, патриарх-католикос Ассирийской Церкви Востока, поставил Иону во епископа северной части Урмийской области Персии с кафедрой в селе Супурган. Сорок селений (где проживало до 10 тыс. несториан-ассирийцев) входило в состав его епархии. После убийства курдами в 1896 г. несторианского епископа Мар Гавриила, которому подчинялись селения южной части Урмийской области, Иона стал управлять всеми несторианскими общинами области (более 20 тыс. человек). В 1870 гг. Иона как глава Ассирийской церкви выразил желание объединиться с РПЦ. По некоторым сведениям, в 1870–1880 гг. он инкогнито посещал Россию. С 1890 гг. Иона открыто искал возможность присоединения к православию и направлял в Тифлис и Санкт-Петербург священников-эмиссаров с посланиями на имя императора и в Святейший Синод. С конца 1850 гг. возможность сближения урмийских несториан с православием неоднократно рассматривалась в Синоде. К 1890 гг. у большинства лиц, изучавших этот вопрос (среди них были иерархи, возглавлявшие Грузинский экзархат, богословы из Санкт-Петербургской духовной академии, чиновники Министерства иностранных дел), сложилось убеждение, что необходимо пойти навстречу желанию несторианской епархии во главе с епископом и принять их в общение с РПЦ. Отдельной темой обсуждения стал вопрос о чиноприёме. Возобладало мнение, что, подобно римо-католикам и армянам, несториан следует принимать третьим чином (через отречение и покаяние), духовенство должно приниматься в сущем сане. В 1897 г. из России в Урмию были командированы два священника для выяснения, готовы ли несториане присоединиться к православию. Для представления в Синод они составили огромные списки духовенства и мирян (около 9 тыс.), желающих воссоединения. К началу 1898 г. основные вопросы были разрешены, и в феврале делегация урмийских несториан во главе с Ионой прибыла в Санкт-Петербург. 25 марта 1898 г., в день праздника Благовещения, в Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершён чин присоединения к православию Ионы и других членов делегации. Было произнесено отречение от ереси Нестория, подписан акт воссоединения (написан по-сирийски рукой Василия Васильевича Болотова) и совершена Божественная литургия, за которой Иона сослужил членам Синода РПЦ.

 



 
PR-CY.ru