ИВО ШАРТРСКИЙ - Страница 4

Иво Шартрский первым сформулировал теорию диспенсации (dispensatio), возможности приостановления действия нормы ради пользы церкви. Правом диспенсации обладают папа Римский и высшие церковные иерархи. Свидетельства этого права Иво Шартрский находит в «Деяниях святых апостолов», канонах Соборов и древних законодательных сборниках. Так, с одной стороны, сообразуясь с требованиями милосердия и «нуждами времени», церковный иерарх имеет право помиловать провинившегося. С другой стороны, действие канонической нормы может быть приостановлено, если необходимость в ней отпадает, т.е. исчезает явление, регулируемое этой нормой. Такой характер носит большинство канонов ранних Соборов. Ссылаясь на святоотеческую традицию, Иво Шартрский полагал, что не следует преступать каноны «без необходимости». Весомый вклад Иво Шартрский внёс в обсуждение вопроса об инвеституре. Наиболее подробно его позиция изложена в послании 1097 г., адресованном Гуго, архиепископу Лионскому и папскому легату, и в послании 1111 г. к архиепископу Госерану Лионскому. Признавая первенство Римского папы перед прочими католическими иерархами и примат духовной власти над светской, Иво Шартрский с осторожностью отнёсся к радикальным идеям сторонников григорианской реформы. В целом он выступал за гармоничное сотрудничество между regnum (властью светского государя) и sacerdotum (духовной властью). В посланиях настаивал на том, что светская инвеститура посохом и кольцом не нарушает основных заповедей и, следовательно, не является ни ересью, ни тяжёлым грехом. По мнению Иво Шартрского, не следует рассматривать светскую инвеституру как посвящение в духовную власть: совершить рукоположение может только епископ. Хотя Иво Шартрский видел в светской инвеституре зло для церкви, поскольку подобная практика подразумевала вмешательство короля в духовные дела, ограничение свобод церкви, канонист допускал проведение такой инвеституры, поскольку процедура обеспечивала мир между церковью и светскими государями, что давало формальное основание считать это отступление диспенсацией. Иво Шартрский неоднократно выступал против злоупотреблений папских легатов, подчёркивал, что они не обладают полнотой власти (plenitudo potestatis) папы. Отрицательно относился к практике ордалий и допускал их использование лишь в том случае, когда все остальные доказательства свидетельствуют о виновности подсудимого. В вопросах брачного права Иво Шартрский настаивал на том, что нерушимость брака относится к неизменным, непреложным заповедям. Брак, согласно Иво Шартрскому, мог быть признан недействительным лишь в случае насильственного заключения или обмана одной из сторон.



 
PR-CY.ru