ИВО ШАРТРСКИЙ - Страница 3

Впоследствии «Декрет» Иво Шартрского получил широкое распространение в Европе. «Панормия» была завершена около 1095 г. В соответствии с греко-латинским названием (от греч. – всё и лат. norma – правило) сочинение представляет собой обзор канонического права в 1200 главах, объединённых в восемь книг, где описаны основные сферы деятельности католической церкви и принципы её устройства. В основу «Панормии» лёг «Декрет», дополненный текстами других канонических собраний. Быстро завоевав популярность, «Панормия» до появления «Декрета» Грациана оставалась самым используемым каноническим собранием на Западе. В некоторых рукописях тексту «Декрета» Иво Шартрского предпослан теоретический пролог «De consonantia canonum» («О согласии канонов», нередко переписывавшийся в XII в. в качестве отдельного трактата. Посвящённое принципам толкования канонического права, это сочинение оказало влияние как на раннюю схоластику (в частности, его использует в сочинении «Sic et non» Пётр Абеляр), так и на учение о каноническом праве (прежде всего, на методологию согласования канонов в «Декрете» Грациана). По мнению современных исследователей, сочинение «О согласии канонов» тесно соотносилось с «Панормией». Влияние Иво Шартрского на развитие канонического права определяется, прежде всего, разработкой его методологических основ. Являясь результатом совмещения в кодексах различных правовых традиций, нормы, составлявшие каноническое право в конце XI в., имели противоречивый характер и требовали правоведческого анализа. Метод согласования и трактовки канонов, предложенный Иво Шартрским, восходил к герменевтическим принципам, разработанным в библейской экзегезе и риторике. Подобно текстам Священного Писания, каноны должны рассматриваться как различные, но не противоречащие друг другу (diversi sed non adversi). Иво Шартрский разделял канонические нормы на необязательные для исполнения увещевания (admonito) и обязательные (praeceptio – приказание и prohibitio – запрещение), за нарушение которых налагалось церковное наказание. Чтобы упорядочить систему права, он сформулировал принцип иерархии правовых источников, т.е. инстанций, издающих церковные законы. Имеющиеся в канонических кодексах указания, по его мнению, обладают разной степенью авторитетности и различаются по происхождению; среди них есть непреложные заповеди (lex aeterna), которые установлены свыше и легли в основу канонического права, и изменяемые нормы (mobiles), которые появились позже и определялись конкретными нуждами католической церкви.

 



 
PR-CY.ru