ИПОПСАЛМЫ - Страница 2

Согласно Фессалоникийскому (Солунскому) архиепископу Симеону (ум. в 1429 г.), «произносимый псалом предначинается некоторою частию стиха, соединяемою с аллилуия, либо со «Слава Тебе, Боже», либо с каким-нибудь припевом. А припев называется потому припевом, что поётся вместе с псалмом постиховно, так что сперва стих, потом припев…» Архиепископ Симеон упоминает также два ипопсалма, поочерёдно припевавшиеся к стиху «Господи воззвах» на вечерне согласно двухнедельному константинопольскому циклу: «Живоносное Твое востание, Господи, славим» и «Спасительное Твое востание, Господи, славим». Система припевов для псалмовых антифонов песненного последования присутствует уже в Псалтирях IX–XI вв. (Исторический музей), на верхних или на нижних полях которых указаны припевы к соответствующим псалмовым антифонам (в «Хлудовской Псалтыри» также указаны ипопсалмы к библейским песням – Исторический музей). Самое раннее описание припевов содержится в «Правиле антифонов Великой церкви», известном исследователям по рукописи XI в. Наиболее подробно система припевов к антифонам представлена в певческих Псалтирях фессалоникийского происхождения (начало XV в. и конца XIV в.), в которых нотированы псалмовые стихи с припевами для двухнедельного будничного цикла константинопольского соборного богослужения. Отдельные циклы нотированных антифонов для песненной вечерни суббот и праздников зафиксированы в других рукописях этого же периода. Для первого постоянного антифона вечерни (Пс. 85) использовался припев «Слава Тебе, Боже». Припевы к Пс. 140 менялись в зависимости от дня седмицы. Для непостоянных антифонов использовались припевы «Аллилуия» (как правило, для нечётных антифонов) и краткие стихи – парафразы стихов Псалтири (для чётных антифонов; всего 10): «Заступи мя, Господи», «Помяни мя, Господи», «Сохрани мя, Господи», «Услыши мя, Господи» (два варианта), «Ущедри мя, Господи», «Умилостивися ми, Господи», «Спаси нас, Господи», «Помози ми, Господи», «Помилуй мя, Господи». О мелодическом стиле пения ипопсалмов, исследователи судят по фразе «Вселенную. Аллилуия», которой доместик предварял пение нечетных псалмовых антифонов. В каждом случае эта фраза совпадает по мелосу с каденционной формулой следующего за ней первого псалмового стиха антифона. Мелодический стиль фразы мелизматический, а в припев «Аллилуия» нередко вставлены слоги. Так называемые малые антифоны вечерни имели более пространные текстовые припевы: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Тя: Аллилуия», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», фактически приближаясь по функции к тропарю, припеваемому к псалмовому стиху.

 



 
PR-CY.ru