ИРАКЛОНА - Страница 2

Эти события сопровождались выступлениями против патриарха Пирра, которого обвиняли в отравлении Константина III. Под давлением патриарх был вынужден покинуть столицу. В октябре 641 г. на Константинопольскую кафедру взошёл Павел II. После этого возобновились переговоры с Валентином: ему были предложены пост комита экскувитов, обещаны щедрые подарки его войскам и снятие ответственности за мятеж, в ответ требовалось признать августом Давида, младшего брата Ираклоны. Давид стал третьим соправителем и принял имя Тиверий, однако дальнейшие переговоры затянулись и не привели к результату. В начале ноября 641 г. (по гипотезе Уоррена Тредголда, 5 ноября) в столице произошёл мятеж, в результате которого Ираклона и Мартина были свергнуты, а Констант II признан единственным императором. Византийские историки и хронисты умалчивают об обстоятельствах этого мятежа. Некоторые подробности сообщает Иоанн Никиуский: возмущение произошло из-за письма от имени Мартины и Пирра, согласно которому некий логофет Давид должен был взять на себя командование в борьбе с Валентином, жениться на Мартине и отстранить от власти детей Константина III. Узнав о заговоре, горожане обвинили Мартину в связях с болгарским ханом Кубратом (Кувратом) и восстали. Легендарный характер сообщения не вызывает у исследователей сомнений. Ираклона, Мартина и её остальные дети были схвачены, сосланы на остров Родос и подвергнуты истязаниям: Мартине отрезали язык, а Ираклоне отсекли нос в знак его рождения от кровосмесительного брака. Дата смерти Ираклоны исследователям неизвестна. Армянские историки Себеос и Вардан Великий сообщают, что он был убит по приказу Валентина Аршакуни. Наиболее значительным внешнеполитическим событием независимого правления Ираклоны стала полная утрата Византией Египта. Договор о перемирии, заключённый с арабами возвращённым из ссылки Александрийским  патриархом Киром в ноябре 641 г., составлен от имени Ираклоны, однако тот не имел к нему прямого отношения и не знал о его содержании. О религиозной политике Ираклоны исследователям известно весьма мало. В феврале 641 г. папа Иоанн IV обратился в Константинополь с антимонофелитским посланием, известным как «Апология папы Гонория I». В латинской версии Анастасия Библиотекаря это послание адресовано только Константину III, однако в арабской версии, дошедшей в «Истории» Александрийского  патриарха Евтихия, также и Ираклоне. Максим Исповедник в послании к кувикуларию Иоанну упоминает о некоем указе Ираклоны от мая 641 г. на имя эпарха Карфагена, которое из-за своего еретического содержания вызвало сильные волнения в одном из карфагенских женских монастырей. Таким образом, самостоятельное правление Ираклоны знаменуется возвращением Константинополя к монофелитской политике, что, как полагают исследователи, связано с усилением позиций патриарха Пирра.



 
PR-CY.ru