ИНДИВИД - Страница 9

Вместе с тем образующие её формы могут быть подобны (conformis) друг другу. Так, в каждом человеке присутствует форма «человечность». Согласно Гильберту Порретанскому, это не одна и та же форма, но множество частных форм, которые при этом во всем подобны друг другу и отличаются лишь нумерически. По мнению современных исследователей, именно для обозначения таких объектов Гильбертом Порретанским было введено понятие «единичность» («singularitas», «сингулярность»), которое в рамках его учения в дальнейшем приобрело более универсальное значение. «Единичность становится у Гильберта неопределимым основным понятием, которое полагается в основание всех прочих положений. У этого понятия нет противостоящего ему понятия, и потому оно всеохватно. Всякая вещь есть единичная вещь, всякая сущность есть единичная сущность, всякое свойство есть единичное свойство». Единичность, согласно Гильберту Порретанскому, указывает на нумерическое (и только нумерическое) отличие вещей друг от друга, фиксируемое независимо от их похожести. При этом, поскольку всё вообще единично, «единичность, будучи связана с различием и индивидуальностью, не исчерпывается представлениями об инаковости или о неподобии». Поэтому единичными могут быть роды и виды Аристотеля, а также всевозможные качества и свойства. Гильберт Порретанский в связи с этим выделял два смысла единичности: «Нечто из единичного является взаимно подобным другому сообразно всей своей особенности (proprietas) в целом. И все (такие единичности) на основании этого подобия называются «делимое одно» (unum dividum), как, например, различные качества различных тел равные (в смысле подобия) сообразно всему в целом их виду». Этот первый смысл единичности применим к любым объектам вообще. Понятие «индивид» у Гильберта Порретанского служит для выделения второго смысла единичности. Это понятие задаёт область, в которую входят вещи, отличающиеся чем-то в своей «особенности» от всех прочих: «Другие же (единичности) неподобны (dissimilia) всем другим сообразно некоторой части своей особенности (proprietas). Именно они все являются на основании этого неподобия индивидами, как, например, этот камень, то дерево, этот конь, тот человек». Согласно Гильберту Порретанскому, всякий индивид потому и считается индивидом, что его целостная форма не может быть разделена на иные формы без ущерба для его сущности и существования, а также не может оказаться у него общей с кем-то ещё. Таким образом, индивидуальность задаётся сущностным единством и уникальностью каждой конкретной вещи. Другой возможный подход к пониманию индивидуальности, намеченный Гильбертом Порретанским, коренился в его представлении о том, что всякое конкретное сущее есть сущее не простое, а составное и потому структурно подразделяется на два элемента: «id quod est» («то, что есть») и «id quo est» («то, благодаря чему есть»). Следуя терминологии Боэция, первый элемент Гильберт Порретанский называл «subsistens» («субсистирующее»), второй – «subsistentia» («субсистенция»). Согласно Гильберту Порретанскому, бытие всякого сущего определяется не только тем, чем именно является это сущее, но и всей совокупностью факторов, влияющих на его конкретное существование, которые и придают этому существованию единство и своеобразие.

 



 
PR-CY.ru