ИНДИВИД - Страница 8

Несмотря на вторичность большинства представлений Одо об индивиде, именно у него обнаруживается первое известное современным исследователям смысловое разведение понятий «индивидуальное» («individualis») и «единичное» («singularis»). Термин «единичное» у Одо выводился за рамки противопоставления «общее – частное» и использовался как обозначение для всякой существующей вещи, которую сам факт отдельного существования отличает от любой другой вещи. Если нечто может быть обозначено как «вот это нечто», то оно в силу одного этого и до всяких иных дистинкций является единичным. Поэтому, по мысли Одо, все вещи суть «единичности», но не все индивидуальны: «Единичным называется то, что благодаря некоему собственному качеству (proprietas), отличается от всего другого. И это отличие какой угодно вещи от всех прочих бывает не только в случае индивидов, но и в случае универсалий. Ведь универсалии имеют свои собственные качества, благодаря которым они – пусть даже не в чувстве, но в разуме – отличаются от иных. Ибо разум силой собственной проницательности схватывает природу универсалий и отличает их друг от друга и от индивидов. И потому, хотя они и являются общими, они имеют некую единичность своей сущности, как и индивиды. Итак, всякая сущность единична, как индивидуальная, так и универсальная, поскольку она обладает единичностью своей сущности, благодаря которой созерцается в отдельности (singulatim) от иных (вещей). Поэтому всякий индивид единичен, но не всё единичное индивидуально, поскольку индивидуально лишь то, что не сказывается ни о чём другом. А единично всё». Идея о необходимости различать понятия «индивидуальное» и «единичное» нашла своё продолжение в сочинениях видного теолога XII в. Гильберта Порретанского. Практически дословно повторяя высказывания Одо, Гильберт Порретанский писал: «Всё, что есть, есть единичное (singulare); однако не всё, что есть, есть индивидуальное». Гильберт Порретанский строил своеобразную иерархию частных вещей, утверждая, что всякая личность (лицо) есть индивид, а всякий индивид есть единичность. При этом это положение необратимо: нельзя сказать, что всякая единичность есть индивид, а всякий индивид – личность. Разница, фиксируемая между этими тремя понятиями у Гильберта Порретанского, вытекает из его сложной метафизической системы. При построении своей метафизики, во многих частях проникнутой платоническими мотивами, Гильберт Порретанский исходил из необходимости соединения платоновского учения о божественных идеях или формах всего с аристотелевской идеей первичности конкретных эмпирически доступных вещей, непосредственно данного. Конкретные вещи этого мира образуются, по учению Гильберта Порретанского, путём соединения многих форм, первым прообразом для которых являются идеи Божественного Ума. Согласно Гильберту Порретанскому, всякая вещь определяется своей «особенностью» (proprietas), которая слагается из всех сущностных и акцидентальных форм, собирающихся в уникальное единство в каждой конкретной вещи. Это единство Гильберт Порретанский называл «полной формой» (tota forma) вещи или «совокупной особенностью» (collecta proprietas). Такая полная форма каждой вещи не похожа на любую другую форму и принадлежит только этому одному конкретному сущему.

 



 
PR-CY.ru