ИНДИВИД - Страница 5

Однако такое представление об индивиде заключало в себе сложность: в определённом смысле отдельные части индивидуального сущего могли также называться индивидами. Один из способов решения этой сложности был разработан Давидом Анахтом (конец V в. – первая половина VI в.), который предложил понимать «сохранение собственной видовой принадлежности» как неуничтожимый признак индивидуальности. Согласно такому пониманию, «Сократ, лишённый рук, ног и головы, не сохраняет собственного вида» и потому уже обладает некой иной индивидуальностью либо не обладает вовсе никакой. При этом, согласно Давиду Анахту, который здесь следовал Порфирию, индивидуальность формируется из «собственных свойств», к тому же не сущностных, а привходящих. Какие-то свойства могут быть общими для нескольких индивидов, но полный набор всех свойств у каждого индивида уникален, поэтому один индивид всегда будет отличаться от другого индивида: Сократ, «будучи индивидом, состоит из собственных свойств – из плешивости, пузатости, даровитости и из того, что он сын Софрониска. Собрание этих свойств никогда не может оказаться тем же самым у других людей, ибо если кто-либо другой плешив, то не пузат, а если пузат, то не даровит, а если даровит, то не может быть сыном Софрониска». Отвечая на вопрос о том, как возможно, чтобы из случайных признаков формировалось индивидуальное сущее, Давид Анахт приводил два альтернативных ответа: если следовать платонической традиции, то можно признать, «что индивид (не) образуется с помощью случайных признаков», но «познаётся (с их помощью)»; если же придерживаться перипатетических взглядов, то вполне можно допустить, что случайное или привходящее для одного становится сущностным для другого, поскольку вносит вклад в формирование его неповторимой сущности. Определяющее влияние на трактовку понятия «индивид» в раннем Средневековье оказало учение Боэция (конец V – начало VI вв.), который, в свою очередь, во многом опирался на труды греческих комментаторов Аристотеля. В комментариях к «Введению к “Категориям” Аристотеля» Порфирия Боэций выделял три смысла, в которых может употребляться понятие «индивид»: «(1) Индивидом называется то, что вообще не может быть разделено, как единство (unitas) или ум (mens); (2) индивидом называется то, что не может быть разделено по причине твёрдости, как алмаз; (3) индивидом называется то, предикация чего другим подобным вещам невозможна, как Сократ, ибо, хотя прочие люди и подобны ему, собственное свойство Сократа не может быть предицировано прочим». Следуя Порфирию и Аммонию Гермию, Боэций считал, что общими и индивидуальными могут быть как субстанции, так и акциденции: «Когда я говорю «человек», я высказываю универсальную вещь, поскольку это имя сказывается о многих индивидах; когда же я говорю «Сократ» или «Платон», я высказываю частную вещь (rem particularem), поскольку Сократ не сказывается ни о каком подлежащем; точно так же и в случае акциденции: ведь если я скажу «научное знание» (scientia), то произнесу универсальную вещь..., если же скажу «научное знание Платона», то назову частное научное знание (particularem scientiam), – поскольку всякая акциденция, которая подходит индивидам, становится индивидуальной (individuum), – ибо научное знание Платона есть нечто частное, как и сам Платон».

 



 
PR-CY.ru