ИНДИВИД - Страница 4

У Порфирия исследователи также встречают видоизменённое понятие «индивид» из “Категорий” Аристотеля: «Из того, что сказывается (о другом), одно сказывается только об одном, таковы, например, индивидуальные вещи, как Сократ, этот вот (человек) и этот вот (предмет), другое же сказывается о большем (по числу), например, роды, виды, различающие признаки, собственные и привходящие признаки». С «Категориями» связан и тот особый акцент, который делается Порфирием на сказывании (предикации). Роды, виды и индивиды для Порфирия есть различные варианты предикатов, при последовательном употреблении которых происходит логически верный переход от общих суждений к частным и наоборот. Согласно Порфирию, «самый высший род сказывается о всех находящихся под ним родах, видах и индивидах; род, стоящий перед последним видом, – обо всех последних видах и индивидах; вид, который есть только вид, – обо всех индивидах; индивид – только об одной из отдельных вещей. Называется же индивидом Сократ..., этот приближающийся сын Софрониска, если у последнего единственный сын – Сократ». Таким образом, индивид в логической системе Порфирия, по сути, оказывается как сама вещь, так и уникальное имя вещи, которое может быть предицировано только ей одной. При этом в отличие от родов и видов, которые ограничены определённым числом, «индивиды бесконечны (по числу)». Свидетельство свойственного поздней Античности совмещения платонического и аристотелевского подхода к вопросу об индивиде присутствует у Александра Афродисийского, который при изложении взглядов платоников замечал, что они называют идеи «частными, поскольку те существуют отдельно и самостоятельно». По мысли Александра Афродисийского, такое существование является отличительным признаком не идей (видов), а индивидов, поскольку «никакое не-индивидуальное и не-частное сущее не может существовать отдельно и само по себе, но имеет бытие в чём-то ином». В отличие от платоников для перипатетика Александра Афродисийского индивидом является всякая конкретная вещь, доступная эмпирическому наблюдению, т.е. то, что «подлежит показу». В этом смысле Александр Афродисийский называет индивидов «непосредственно существующими» и утверждает, что именно исходя из фактов такого непосредственного существования строятся точные науки. Представления Александра Афродисийского об индивиде получили дальнейшее развитие в сочинениях других комментаторов Аристотеля. Аммоний Гермий (V – первая половина VI вв.) в комментариях к “Категориям” Аристотеля обращал внимание на то, что «указывание» на индивидуальное, о котором говорил Александр Афродисийский, возможно лишь как следствие особого способа существования индивидуальной сущности, которой свойственно «проявляться вовне». По словам другого комментатора, Симпликия (VI в.), не всё единое по числу является в силу одного этого также индивидуальным, но лишь «сущностно единое по числу», т.е. то, что может быть «выявлено» как отдельная существующая вещь, «вот это». Комментаторы продолжали и аристотелевскую тему различения индивидов как частного от родов и видов как общего; так, согласно Аммонию, единичные вещи называются индивидами, поскольку они «не делятся на подобное по виду и неподобное по виду, как роды и виды, но при делении уничтожаются».

 



 
PR-CY.ru