ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ - Страница 3

Иоанн Ликопольский подчёркивал необходимость молитвы и предостерегал от рассеяния в мыслях, которое препятствует ищущим совершенства приближаться к Богу. Инок должен бороться с помыслами, мешающими его общению с Богом, в свою очередь, эти помыслы свидетельствуют о том, что монах не окончательно отрёкся от мира. Во избежание тщеславия Иоанн Ликопольский советовал монахам удаляться в безлюдные места. В подкрепление своих слов он приводил три примера, два из которых касались отшельников, достигших высот духовного совершенства, но поддавшихся искушению и падших. Один из двух иноков, не веря в силу покаяния, вернулся в мир, а другой смог преодолеть искушение и, возвратившись в свою пещеру, продолжил подвиги. В заключение этой беседы Иоанн Ликопольский сравнивал два типа подвижников, отдавая предпочтение ведущим созерцательную жизнь: «...Прекрасен тот подвижник, который постоянно подвизается в миру, совершает добрые дела, являет братскую любовь и упражняется в подвигах странноприимства, любви и милосердия… и ведёт жизнь, чуждую соблазнов. Хорош такой человек и даже прекрасен, ибо он на деле исполняет заповеди, однако он заботится о земном. Воистину лучше него и более велик человек созерцательный, который от практических дел поднялся к умозрению, представив другим думать о насущном, а сам, отвергшись себя и забыв о себе, печётся о небесном; он, свободный от всего, предстоит перед Богом… Достигнув такого состояния, человек проводит всю свою жизнь с Богом, по Божьей воле живёт и непрестанно воспевает Бога». В копто-арабских Синаксарях говорится о духовной дружбе Иоанна Ликопольского с Шенутой, архимандритом Белого монастыря, а написанное Бесой Житие Шенуты упоминает о том, как он посетил «своего сотоварища-пророка апу Иоанна». Иоанн Ликопольский умер вскоре после предсказанной им победы императора Феодосия I над Евгением, о чём есть прямые указания в «Истории египетских монахов», но, согласно коптской полемической антихалкидонитской традиции, подвижник является современником четвёртого Вселенского собора (451 г.) и сторонником монофизитов. Согласно той же традиции (которая нашла отражение и в сирийском варианте), император Маркиан (450–457 гг.) отправил к Иоанну Ликопольскому своего посланника, чтобы узнать, чью сторону ему принять. Иоанн Ликопольский предрёк ему долгое правление, если тот примет сторону монофизитов, однако халкидониты подкупили посланника, и Маркиан встал на их сторону, лишь на смертном одре узнав об обмане. Как показали исследования И. Осера, корпус произведений, приписываемых Иоанну Ликопольскому, на самом деле принадлежит не ему, а, как полагают исследователи, сирийскому автору, известному под именем Иоанна Отшельника (Пустынника). Несмотря на распространённость почитания Иоанна Ликопольского среди коптов и эфиопов в Средние века, в современном коптском календаре его память отсутствует. В греческих стишных Синаксарях память Иоанна Ликопольского и посвящённое ему двустишие содержатся под 6 февраля. В латинских Мартирологах имя Иоанна Ликопольского встречается либо под 19 марта (Мартиролог Флора Лионского), либо под 27 марта (Мартиролог Адона Вьеннского, Римский Мартиролог). Под 27 марта сведения об Иоанне Ликопольском были собраны в «Acta Sanctorum» и под этой датой впоследствии были внесены Димитрием Ростовским в Четьи-Минеи.



 
PR-CY.ru