ИПРАРИ - Страница 3

По мнению исследователей, живопись южного фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает два регистра стены, разделённые полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, который начинается под карнизом, помещён поясной семифигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во втором регистре была расположена сцена охоты великомученика Евстафия Плакиды (утрачена). В 1910 г. праведный Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал некоторые храмы и их утварь. В Ипрари, по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди которых – чеканные иконы Спасителя и великомученика Георгия (XVII–XVIII вв.). Праведный Евфимий описал трёхстворчатый живописный складень (не сохранился). В центре изображена Пресвятая Богородица с Младенцем, справа от Неё помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Праведный Евфимий отождествил ктитора с грузинским царём Давидом V, сыном грузинского царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала второй женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных праведный Евфимий предположил, что икона могла быть написана не раньше 1252 г. и не позднее 1263 г. В иконостасе Ипрари сохранились живописная поясная икона архангела Михаила и Деисус. Образ архангела (73х50 см) исследователи датируют с большой долей вероятности XII–XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники нескольких оттенков, расположенные в шахматном порядке. Деисус написан на двух досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и Иоанна Предтечи, на другой – фигура Пресвятой Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т.д., по мнению исследователей, указывают на исполнение иконы в XII–XIII вв. и на тесную связь с другими иконами местного происхождения того же периода.



 
PR-CY.ru