ИПРАРИ - Страница 2

Роспись апсиды лаконична, отличается симметрией. В конхе апсиды в верхнем регистре представлен поясной трёхфигурный Деисус, в нижнем регистре расположен четырёхфигурный святительский ряд, который фланкируют изображения двух подсвечников с горящими свечами. Алтарная преграда также была расписана: здесь изображены поясные фигуры мученика Квирике, мученика Иулитты, великомученика Димитрия Солунского и архидиакона первомученика Стефана. В нижней левой части сохранились фрагменты орнамента, состоящего, в основном, из больших круглых медальонов. Похожие мотивы встречаются в орнаментах дорогих тканей того времени. Роспись стен и свода также представлена в двух регистрах. На северной стене, в западной части свода изображена сцена «Крещение Господне», в восточной части – фигура архангела Михаила. В нижнем регистре – конная фигура великомученика Георгия, рядом – архангел Михаил и коленопреклонённый перед ним Иисус Навин. В западной части свода южной стены представлена композиция «Рождество Христово», в восточной – архангел Гавриил; в нижнем регистре изображены великомученик Феодор Стратилат на коне, образ Богородицы «Никопея», праведная Анна. В верхнем регистре западной стены находится сцена «Благовещение», внизу, по обеим сторонам входа, расположены изображения великомучениц Варвары и Екатерины. В росписи Ипрари нашёл отражение монументальный стиль, характерный для стенной живописи Грузии ХI в. Тевдоре, расписывая храмы малых размеров, ограничивался небольшим числом сцен и фигур. В отличие от образцов более ранней живописи, где использовался ковровый принцип расположения сцен, Тевдоре строил законченные композиции и структурировал их. Выбор изображений, распределение по стенам и композиционное решение придают ансамблю завершённость. Гармония цвета достигается ритмичным распределением зелёного, красновато-коричневого и серого. К этой сдержанной гамме добавляется ярко-бирюзовый цвет для фона в композиции конхи. Художник использовал несколько орнаментальных мотивов: наложенные друг на друга листья дуба (мотив характерен для XI–XII вв.), волнообразный побег виноградной лозы и городчатый мотив (встречаются в грузинской монументальной живописи на протяжении всего периода её развития). Южный фасад Ипрари, обращённый в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой ХII в. и исполненной, как полагают исследователи, провинциальным мастером.

 



 
PR-CY.ru