«ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКИХ ПАТРИАРХОВ» - Страница 4

Биографии трёх следующих патриархов (70–72: Гавриил II – Иоанн V; 1131–1167 гг.) составил их преемник патриарх Марк III, биографии 73–74 (Марк III – Иоанн VI; 1167–1216 гг.) – Маани Абу-ль-Макарим ибн Баракат ибн Аби-ль-Ала; он же описал начало последующего, 19-летнего периода вдовства Александрийской кафедры. Значительная часть рукописей «Истории Александрийских патриархов» заканчивается на 74-й биографии. Позднейшие жизнеописания в составе «Истории Александрийских патриархов» (1250–1942 гг.), как правило, анонимные и очень краткие. Период 1216–1243 гг. (вдовство кафедры и патриаршество Кирилла III) подробно освещён лишь в одной рукописи «Истории Александрийских патриархов» (XV в.) Юханной ибн Вахбом ибн Яхьей ибн Булусом при участии шейха Алам аль-Мулька ибн аль-Хаджжа Шамс ар-Риясы. Впоследствии этот текст был включён в более пространную версию «Истории Александрийских патриархов», которая представляет собой компиляцию XVII в., но ошибочно приписывалась Юсабу, епископу Фувы, видному деятелю Коптской церкви середины XIII в. (сохранилась в единственной рукописи из библиотеки монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун, копия – в Коптском музее в Каире). В этой версии часть биографий полностью совпадает с редакцией Мавхуба ибн Мансура, часть написана с привлечением дополнительных источников, а также есть жизнеописание Диоскора, составленное на основании панегирика в честь Макария Ткоуского и «Книги Соборов» Севира ибн аль-Мукаффы. «История Александрийских патриархов» является основным источником по истории Коптской церкви эпохи Средневековья. Наряду с биографиями патриархов и церковными событиями в «Истории Александрийских патриархов» подробно освещены взаимоотношения коптов и мусульман, использован большой объём агиографического материала. Арабская «История Александрийских патриархов» продолжает коптскую версию как в нарративном плане, так и в плане конфессиональной ориентации (монофизитство), в русле так называемой плирофорической традиции (термин предложен Т. Орланди, восходит к названию полемико-исторического сочинения Иоанна Руфа и означает изложение истории в пропагандистском антихалкидонитском ключе). Эти идеологические особенности ярко проявляются в тенденциозном описании событий Великой Восточной схизмы – отделения от православной церкви несторианской и монофизитской общин в V–VI вв. и при последующем изложении церковной истории, в ходе которого единственной каноничной церковной структурой в Египте для авторов «Истории Александрийских патриархов» была Коптская церковь.



 
PR-CY.ru