«ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКИХ ПАТРИАРХОВ»

«ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКИХ ПАТРИАРХОВ» – собрание текстов, составляющих основу исторического предания Коптской церкви. Исследователи выделяют следующие этапы формирования «Истории Александрийских патриархов»: коптский текст V в.; продолжения на коптском языке VII–XI вв.; арабская редакция Мавхуба ибн Мансура (XI в.); продолжения на арабском языке XIII–XX вв. Коптский текст («История Александрийской Церкви») – «История (Святой) Церкви») был создан на саидском диалекте в конце V в. Он включал 12 книг и состоял из перевода-переработки «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и продолжения, составленного, по мнению Т. Орланди и других исследователей, на коптском языке писцом Миной из монастыря св. Шенуте. У. Крам высказывал мнение, что в основе коптского текста может быть несохранившаяся греческая «Церковная история» монофизитского патриарха Тимофея II Элура (457–460, 475–477 гг.), на которую ссылается Иоанн Руф в сочинении «Плирофории», однако он же привёл веские аргументы против данной гипотезы. В настоящее время исследователям известны разрозненные фрагменты коптского текста (по разным подсчётам, от одной шестой до одной четвёртой части первоначального объёма) из четырёх рукописей (самая ранняя VII в.). Наиболее полное издание осуществил Т. Орланди, который попытался собрать фрагменты в единое повествование. Первоначально Т. Орланди считал, что в рукописях сохранилось два сочинения: переработка «Церковной истории» Евсевия (десять книг), дополненная перечнем Александрийских патриархов серединой IV – V в. (две книги), и история Александрийской церкви. Крам и Х. Бракманн считали, что все фрагменты принадлежат к одному сочинению. Эта гипотеза получила подтверждение после обнаружения и публикации новых фрагментов Д.У. Джонсоном. Структуру сочинения исследователи восстанавливают следующим образом: вслед за переводом-переработкой первых семи книг «Церковной истории» Евсевия следуют рассказ о гонениях императора Диоклетиана на христиан (начало IV в.), история мелитианского раскола в Александрийской церкви (310–320 гг.; повествование согласно с Мученичеством Петра Александрийского), описание первого Вселенского собора в Никее (325 г.), рассказ об отречении Ария и о его позорной смерти, согласно «Церковной истории» Сократа Схоластика (V в.), история архиепископства в Александрии святителей Александра (313–328 гг.) и Афанасия I Великого (328–373 гг., с перерывами), рассказ об обретении Животворящего Древа Креста Господня в Иерусалиме, предание о смерти императора Юлиана Отступника (363 г.) от копья великомученика Меркурия, описание борьбы с языческими культами в Египте, например, в Канопе, в период архиепископства Феофила I (384–412 гг.), рассказ о преподобном Арсении Великом, о нашествии Алариха, о конфликте между Иоанном Златоустом и императрицей Евдоксией, о третьем Вселенском соборе в Эфесе (431 г.; используются коптские акты Собора), о деятельности Кирилла Александрийского, о ссылке Нестория и его отношениях со знаменитым египетским подвижником архимандритом Шенуте, о четвёртом Вселенском соборе (451 г.; с позиции сторонников Диоскора).

 



 
PR-CY.ru