ИОСИФ, Чернов Иван Михайлович - Страница 2

Работал на лесозаготовках, где отморозил пальцы, на кухне, в прачечной, дневальным у геодезистов, медбратом в лазарете и туберкулёзной больнице; когда ему было поручено хоронить заключённых, отпевал умерших. Сохранял в заключении бодрость духа, помогал другим бороться с унынием и переносить тяготы лагерной жизни. В декабре 1940 г. был освобождён из лагеря и вернулся в Таганрог, однако не смог продолжать архиерейское служение, т.к. в епархии не осталось действующих храмов. Вскоре по требованию властей был вынужден покинуть Таганрог. Поселился в Азове, где устроился на работу сторожем и истопником в детские ясли. С лета 1941 г. окормлял местную нелегальную общину иоаннитов, которую вернул в патриаршую церковь, служил в тайном храме, совершал монашеские постриги, рукополагал во диакона и иерея. В декабре 1941 г. принял в общение с православной церковью отпавшего в 1922 г. в обновленчество епископа Владимира (Кириллова). В этот период составил акафисты преподобной Пелагии, святителю Павлу Исповеднику, праведному Иосифу Прекрасному, великомученику Иакову Персиянину. В августе 1942 г., во время немецкой оккупации, вернулся в Таганрог, стал служить в открывшейся крестовой церкви, руководил восстановлением Никольского собора. Возносил за богослужением имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского; с сентября 1943 г. – Патриарх Московский и всея Руси), что вызывало недовольство немецких оккупационных властей. В феврале 1943 г. по требованию немецкой комендатуры Иосиф выехал из Таганрога в Мелитополь, а затем в Каховку, где служил в одном из храмов. В апреле совершил монашеский постриг своего иподиакона Сергия (Петрова; впоследствии митрополит) и рукоположил его во диакона, спас его от отправки на работы в Германию. В июне вернулся в Таганрог, где совершил монашеский постриг и возвёл в сан архимандрита настоятеля Никольского храма Николая (Феодосьева; впоследствии архиепископ). В конце августа того же года эвакуирован немцами при отступлении; с октября находился в Умани, служил в храме на Мещанском кладбище, жил в кладбищенской сторожке. Неоднократно отвергал предложения немецких властей о сотрудничестве. С 6 ноября 1943 г. по 12 января 1944 г. был в заключении в немецкой тюрьме; находился зимой в неотапливаемой камере с выбитыми рамами. Чудом избежал расстрела и был выпущен на свободу одним из охранников. Последние месяцы оккупации скрывался в пещере, выкопанной на месте добычи глины. После освобождения Умани советскими войсками обратился к населению с воззванием, в котором говорилось о поддержке Русской церковью борьбы с фашизмом. Стал членом комиссии по расследованию зверств немецких оккупантов. Участвовал во встрече с английскими и советскими корреспондентами, прибывшими в освобождённую Умань. Писатель Борис Николаевич Полевой писал об Иосифе, что «сей пастырь вёл себя при немцах вполне прилично, помогал, чем мог, партизанам, а местному гебиткомиссару... так и не удалось ни кнутом, ни пряником уломать его служить молебен за победу германского воинства и признать какого-то там Берлинского Серафима, что, несомненно, было с его стороны проявлением гражданского мужества». 5 мая 1944 г. при встрече с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Григорьевичем Карповым патриарх Сергий поднял вопрос о назначении Иосифа на какую-либо епархиальную кафедру. Г.Г. Карпов ответил, что такое назначение считает преждевременным, но согласился на приезд Иосифа в патриархию.

 



 
PR-CY.ru