ИРАИДА, Раиса - Страница 2

Архиепископ Сергий (Спасский) считал, что 5 и 23 сентября отмечается память одной и той же святой, а в марте – память другой мученицы. По мнению Ипполита Делеэ, во всех случаях имеется в виду Ираида. Кроме того, он предположил, что чествование Ираиды 5 сентября появилось в результате смешения почитания Ираиды с почитанием одной из дочерей апостола Филиппа, носившей это имя, которая, по мнению исследователей, первоначально упоминалась в Житии её сестры мученицы Ермионии 4 сентября, а затем её память была перенесена на следующий день. В современном календаре РПЦ память Ираиды отмечается 5 марта, святая фигурирует как отдельное лицо. Помимо этого в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского рассказано о некой Ираиде, пострадавшей в правление императора Септимия Севера (193–211 гг.), однако, в связи с тем что датировка жизни двух мучениц отличается примерно на век, а также из-за разного характера казни, исследователи предполагают, что у Евсевия речь идёт о другой одноимённой святой (см. ст. Ираида, мученица; без дня памяти). В Мартирологе Иеронима Стридонского под 28 июня среди других 23 мучеников, пострадавших в Африке (и конкретно в Александрии), упоминается некая Иренея. Архиепископ Сергий (Спасский) не считал возможным отождествить её ни с одной из вышеупомянутых мучениц. Однако Ипполит Делеэ предположил, что в данном случае имеется в виду Ираида, написание имени которой подверглось искажению. В копто-арабском Александрийском Синаксаре под 14 тобе (9 января) приводится память мученицы Махарати, чья биография совпадает с жизнеописанием Ираиды из Синаксаря Константинопольской церкви (ей также было 12 лет, её отец был священником, она происходила из города Тамау и пострадала при правителе Каликане в Антиное), что позволяет исследователям предположительно отождествить эту мученицу с Ираидой. В этом же Синаксаре 28-го числа месяца тоута (25 сентября) отмечается память мученика Апатера (Абадира) и его сестры Ирины (которая в некоторых рукописях названа Ираидой). В данном сказании также прослеживается сходство с фактами биографии Ираиды: мученики пострадали в Антиное во времена императора Диоклетиана (284–305 гг.), т.е. совпадают место и время мученической кончины, а также близки дни их памяти. Однако в синаксарной заметке и в двух версиях Мученичества этих святых речь, в первую очередь, идёт об Апатере, а о его сестре известно мало, поэтому исследователи не могут с уверенностью утверждать, что она является одним лицом с Ираидой. Кроме того, существует коптское Мученичество некой Ираиды, опубликованное по единственному папирусу, имеющему большие лакуны. День её памяти – 14 тобе (9 января). Факты биографии святой, приведённые в Мученичестве, также во многом совпадают с событиями из жизни Ираиды, что позволяет исследователям отождествить этих мучениц.



 
PR-CY.ru