ИГЕМОНИЙ

ИГЕМОНИЙ, Псевдо-Игемоний, лат. Hegemonius (IV в.) – церковный писатель, автор сочинения «Деяния Архелая» («Асta Archelai»; полное название: «Сокровище истинное, или Диспут Архелая епископа с Мани, произошедший в месопотамском городе Каркар»; «Thesaurus verus sive disputatio habita in Carcharis civitate Mesopotamiae Archelai episcopi adversus Manem»). О личности Игемония исследователям ничего не известно. Сочинение написано в Сирии на греческом языке, датируется периодом между 325 (автору известен Никейский Символ веры) и 348 гг. (когда Кирилл Иерусалимский процитировал его в одном из своих огласительных поучений). Фрагменты текста сохранились у Епифания Кипрского, а также в коптском переводе. На рубеже IV и V вв. в Риме был сделан перевод на латинский язык. Латинский текст является единственной полностью сохранившейся версией сочинения. В названии сочинения содержится намёк на название одного из трудов Мани «Сокровище жизни», с которым и полемизирует Игемоний. Епископ Архелай известен исследователям только по сочинению Игемония, однако они считают его вполне исторической личностью (причислен к лику святых; память в Западной церкви 26 декабря). Город Каркар исследователи отождествляют с Каррами (ныне Харран, Юго-Восточная Турция). Степень достоверности событий, изложенных в «Acta Archelai» (встреча епископа Архелая и Мани и их беседы), исследователи определить не могут. Они полагают, что, скорее всего, сюжет представляет собой лишь художественное обобщение сведений о взаимоотношениях христиан с манихеями в Месопотамии в III в. Иероним Стридонский называет автором этого текста самого Архелая, а поскольку тот был сирийцем, то Иероним полагает, что и оригинальный текст был создан на сирийском языке. Хотя свидетельство Иеронима Стридонского не подтверждается другими источниками, некоторые исследователи допускали возможность существования сирийского оригинала. «Деяния Архелая» начинаются с развёрнутого повествования о некоем благочестивом Маркелле, жителе города Каркар, которого Мани пожелал обратить в свою веру и отправил к нему своего ученика Турбона с посланием. Маркелл показал послание епископу Архелаю, и тот посоветовал пригласить Мани для диспута с ним. В ожидании прибытия Мани Маркелл и Архелай беседовали с Турбоном о манихейском учении, краткое изложение которого автор вкладывает в уста Турбона. В речи Турбона манихейство изложено в его народном, мифологическим восприятии, без попыток полемизировать с христианством. В послании Мани к Маркеллу излагаются основные богословские предпосылки манихейского дуализма, Мани называет себя посланцем Христа. Маркелл избрал в качестве судей спора четырёх видных риторов. Основное внимание Мани обратил на обоснование принципа вечного существования двух противоборствующих начал, смешение которых постоянно происходит в земном мире. С помощью такой дуалистической предпосылки Мани пытается ответить на вопрос о происхождении зла на земле. Если мир есть только творение благого Бога, то он должен быть благим, как и его Творец. Бог не может быть Творцом сатаны, тот существовал изначально.

 



 
PR-CY.ru