ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 3

Назначение первым самостоятельным Иркутским архиереем Иннокентия (Кульчицкого) было связано с начальной историей Пекинской духовной миссии. В донесении Синоду от 21 февраля 1721 г. назначенный руководителем духовной миссии в Китае в сане епископа архимандрит Иннокентий писал: «Понеже Богу, царскому величеству и вашему Св. Синоду тако изволися, во еже бы мене, нижеподписанного, почет саном епископства, послать в Китай... аще возможно, отделить ко мне пограничные города Иркутск, Якутск и Нерчинск». Однако его просьба не была удовлетворена, и он 5 марта того же года был хиротонисан во епископа Переяславского. Святитель не был допущен богдыханом в Китай, в связи с чем между русским и китайским правительствами в продолжение пяти лет велась переписка; епископ в это время находился в Селенгинском, с 1725 г. – в иркутском Вознесенском монастыре. В результате было решено, что в качестве руководителя духовной миссии в Китай отправится настоятель иркутского Вознесенского монастыря архимандрит Антоний (Платковский), а Иннокентий возглавит самостоятельную Иркутскую епархию. Первым делом Иннокентия стало определение своей юрисдикции в противодействии Тобольскому митрополиту Антонию (Стаховскому), который стремился оставить в своём управлении наиболее доходные храмы и монастыри. Усилия Иркутского архиерея увенчались успехом, но соответствующий указ Синода прибыл в Иркутск уже после смерти Иннокентия. В 1727 г. Иннокентий организовал при иркутском Вознесенском монастыре, где находилась резиденция епископа, архиерейский приказ, который занимался делами епархиального управления. Указом 1727 г. было установлено, что Иркутская епархия должна обеспечивать себя за счёт взносов, поступавших от приходов и монастырей. Поскольку этих денег не хватало, епископ Иннокентий ходатайствовал об увеличении содержания епархии за счёт казённых средств. Указом от 16 ноября 1731 г. Сенат удовлетворил прошение и установил дополнительное содержание епархии (506 руб. 25 коп., выдавались также рожь, овёс, церковное вино). Немногочисленные храмы новообразованной епархии были чрезвычайно удалены друг от друга. В конце XVII в. приход включал около 600 прихожан, в конце XVIII в. – более чем 900 прихожан. Церкви в большинстве были деревянными. Кафедральным храмом епархии до 1894 г. был Богоявленский собор в Иркутске, сооружённый в 1693–1695 гг. и перестроенный в камне в 1718–1746 гг.; собор вмещал до 2 тыс. прихожан и являлся усыпальницей Иркутских архипастырей. Иннокентий уделял большое внимание строительству храмов: за годы его управления было построено и восстановлено десять церквей, т.е. примерно пятая часть храмов, сооружённых на данной территории за предшествующие почти сто лет. Клир Иркутской епархии к 1727 г. состоял из 199 священно- и церковнослужителей (Российский государственный исторический архив). После расширения территории епархии в 1731 г. число священно- и церковнослужителей достигло 315 человек. Иннокентий положил начало духовной школе в Восточной Сибири, преобразовав в 1728 г. переводческую «мунгальскую» школу, которая действовала при Вознесенском монастыре, в славяно-русскую школу для детей духовенства и других сословий. В школе наряду с церковнославянским изучались китайский и монгольский языки. Иннокентий занимался христианским просвещением прибайкальских бурят.

 



 
PR-CY.ru