ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 8

Наличие у выходцев из Речи Посполитой на Иргизе рукописных «тетрадок» и «Цветничков» отмечено уже в документах 1760 гг. Появлению и росту библиотек Иргизских монастырей способствовало участие насельников в старообрядческой полемике в последней четверти XVIII в. (в частности, тогда из Исаакиевского скита вышли первые учительные послания, адресатом которых было общество староверов в Уральске). В XIX в. иргизские полемические сочинения стали частью урало-поволжской рукописной традиции, о чём говорит обилие их списков в регионе, датируемых этим временем. Важнейшим источником сведений об иргизских библиотеках является описание книг Иргизских монастырей 1828 г. (Российский государственный исторический архив). Библиотеки мужских монастырей предстают в описании значительными собраниями со сложившимся учётом книг, сохранившиеся экземпляры имеют нумерацию, относящуюся к первой трети XIX в. По описи 1828 г., Нижне-Воскресенский монастырь владел 477 книгами: 346 печатными и 131 рукописной (из них 39 нотно-певческих рукописей). 225 изданий установлены: 115 книг московской печати первой половины XVII в., 14 «книг киевской печати», 17 московских изданий второй половины XVII – XVIII вв., 79 старообрядческих изданий XVIII – начала XIX вв. Исследователи считают уникальным для старообрядческих библиотек хранившийся в Нижне-Воскресенском монастыре Требник, изданный в 1547 г. в сербском Вознесенском монастыре Милешева. В библиотеке Средне-Никольского монастыря значилось 311 книг: 259 печатных и 52 рукописные (из них 27 нотно-певческих рукописей). 158 изданий установлены: сто книг московской печати первой половины XVII в., 55 старообрядческих изданий XVIII в. и три книги синодальной печати. Собрание Верхне-Спасо-Преображенского монастыря насчитывало 187 книг: 119 печатных и 68 рукописных (из них 30 нотно-певческих рукописей). Определены 85 изданий: 28 московской печати первой половины XVII в., 30 старообрядческих, 17 московских изданий второй половины XVII – XVIII вв., восемь украинских книг XVII в., две книги гражданской печати. Библиотеки женских обителей на Иргизе были беднее, содержали преимущественно богослужебные книги: в Верхне-Покровском монастыре имелось 32 книги, в том числе четыре рукописные, в Средне-Успенском монастыре – 31 книга, в том числе три рукописные. В описании 1828 г. отмечено значительное число западнорусских книг, в основном, хранившихся в Нижне-Воскресенском монастыре: «Полуустав, сиречь Требник» (Вильно, 1622 г.), Евангелие (Львов, 1690 г.), «Страсти Христовы» (1624, 1691 гг.). В библиотеках Иргизских монастырей были московские и киевские издания второй половины XVII – XVIII вв., нетипичные для старообрядческих библиотек: сборник переводов Епифания (Славинецкого; М., 1665 г.), «Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского; Киев, 1669 г.), «Мир с Богом человеку» Иннокентия (Гизеля; Киев, 1669 г.), «Книга житий святых» Димитрия (Савича, Туптало; Киев, 1689–1704 гг., четыре тома), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония (М., 1719 г.), сочинение «О добротолюбии» (М., 1793 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru