ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 6

В 1798 г. император Павел I Петрович пожертвовал 12 тыс. руб. на восстановление иргизских храмов после пожара. К тому времени монастыри на Иргизе имели прочное материальное положение: они владели 12,5 тыс. десятинами земли, тысячами голов скота, имели несколько храмов, библиотеки, более 500 келий. Значительные средства наряду с пожертвованиями монастыри получали от заупокойного поминания. Записи в синодик для вечного поминания в зависимости от количества имён стоили от 23 до 300 руб. В синодике женского Успенского монастыря 1829–1833 гг. (Исторический музей) записаны 185 старообрядческих родов: из Москвы (в том числе род купца Л. Рахманова), с Поволжья, из Сибири, семьи уральских и донских казаков (исследователям известны и другие иргизские помянники, в частности, синодики Нижне-Воскресенского монастыря). В 1827–1828 гг. саратовское православное миссионерское братство Святого Креста составило подробное «Статистическое описание старообрядческим мужским и женским, всего пяти, монастырям, состоящим Вольского уезда, в луговой реки Волги стороне». В «Статистическом описании...» сообщалось, что число монашествующих в Иргизских монастырях в общем достигло 3 тыс. человек, не считая послушников. В Нижне-Воскресенском монастыре жили не менее 300 насельников, в Верхне-Покровском – от 50 до 400, в Средне-Никольском – от 500 до 700, в Средне-Успенском – до 600 человек. Иргизские монастыри имели значительные земельные угодья. Так, Спасо-Преображенский монастырь имел 7522 десятины 841 саженей удобной земли. Всего 2060 десятинами располагал Нижне-Воскресенский монастырь, но, являясь основным центром приёма «беглых попов», обладал библиотекой из 450 томов. Иргизские обители благодаря щедрым пожертвованиям имели ценную богослужебную утварь. Вследствие обширной хозяйственной деятельности, связанной с освоением угодий, а также важной миссии внутри беглопоповского сообщества в Иргизских монастырях не сложились собственные значимые центры книгописания или иконописания. Настоятели и настоятельницы, избранные насельниками всех Иргизских монастырей, утверждались сначала земскими исправниками, потом Удельной конторой, с 1828 г. – губернатором и являлись перед гражданской властью ответственными представителями своих монастырей с правами и обязанностями сельских старост, письменные сношения с властями вёл за всех настоятель Никольского монастыря. Помощниками настоятелей и настоятельниц в управлении были соборные старцы и старицы, которые иначе назывались евангельскими отцами и матерями. В 1826 г. Саратовскую губернию возглавил князь Андрей Борисович Голицын, который решительно взялся за присоединение старообрядцев к единоверию. В ноябре 1827 г. по его указанию был проведён обыск в Средне-Никольском монастыре. Иноки Антоний и Филарет были признаны наиболее опасными и высланы: первый – на Кавказ, второй – в Пермскую губернию. Указом от 2 августа 1828 г. Иргизские монастыри были поставлены под надзор губернского начальства, было запрещено принимать новых лиц в монастыри, а живущим в них воспрещены были отлучки. В том же году насельники Нижне-Воскресенского монастыря в присутствии князя А.Б. Голицына дали подписку о том, что принимают единоверие.

 



 
PR-CY.ru