ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 4

Подпись под документом вслед за Сергием поставил его прежний противник Антоний, а также настоятель Авраамиева скита Адриан, священноинок, семь священников, иеродиакон, диакон, 36 иноков (из них пять схимников) и 23 мирянина, в том числе попечители Иргизских монастырей Расторгуевы, Злобины, Волковойновы и др. (из монашествующих собственноручно подписались кроме настоятелей только восемь иноков). Для закрепления успеха в апреле 1786 г. Сергий написал «Беседословие с сомнящимся о святой Церкви и православном священстве», где осудил обливательное крещение и подтвердил право церкви, т.е. Верхне-Успенского монастыря, осуществлять приём священнослужителей в старообрядчество из православной церкви. «Беседословие...» было широко поддержано поповцами, в том числе не признававшими иргизские установления сибирскими старообрядцами. До 1830 гг. Иргизские монастыри были главным центром, снабжавшим всех беглопоповцев иереями. Для конца XVIII – начала XIX вв. были характерны возрастание влияния Иргизских монастырей, появление в них храмов взамен часовен. Большую роль в этом процессе сыграла деятельность вольского купца, откупщика, именитого гражданина В.А. Злобина (около 1759 – 1814 гг.), женатого на ревностной последовательнице «старой веры» П.М. Волковойновой. В.А. Злобин исходатайствовал разрешение на постройку храма в Авраамиевом (Нижнем) скиту. Настоятель скита схимонах Андриан к 1785 г. собрал немалую сумму пожертвований и заложил деревянную церковь в честь Воскресения Христова, после внезапной смерти Андриана строительство продолжилось под руководством В.А. Злобина. Нижне-Воскресенским монастырём, как теперь стал называться скит, управлял старший из братии, как полагают исследователи, монах Прохор (Калмыков), который освятил Воскресенский храм в 1787 г. Вскоре он был избран настоятелем. Прохор последовательно проводил политику по возвышению Иргизских монастырей при неуклонном сохранении старообрядческих традиций. Став настоятелем, он взял с насельников клятвенное обещание «жить по преданию святых отец и по иноческому обещанию» и продолжил монастырское строительство. Была возведена тёплая пятиглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя апостола Иоанна Богослова, близ неё – колокольня с 12 колоколами, для храмов было куплено и получено в дар множество древних икон, некоторые из них с частицами мощей. Храм освятили в 1795 г. семь священников. В Нижне-Воскресенском монастыре были построены более 46 деревянных келий и каменный корпус для ризницы и библиотеки, отдельное здание больницы. Территория монастыря была обнесена деревянной оградой с каменными воротами. В 1791 г. за Большим Иргизом, напротив монастыря, устроили хутор с 40 ульями. Обустраивались и другие иргизские обители. В 1788 г. в Пахомиевом скиту настоятель Антоний, которому удалось преодолеть разногласия с последователями Филарета, взамен часовни возвёл церковь во имя Николая Чудотворца. После освящения в 1790 г. 19-главой церкви с богатым иконостасом скит стал именоваться Никольским монастырём. По преданию, императрица Екатерина II прислала в эту обитель священническую парчовую ризу с вышитым на оплечье своим вензелем.

 



 
PR-CY.ru