ИРГИЗСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

В 1897 г. в монастыре по инициативе и на средства игумена Марсилия (Рахманова) открыли училище для мальчиков, где обучали чтению, письму и крюковому пению. В начале XX в. было 13 учеников на полном обеспечении. В старообрядческой библиотеке Иргизского монастыря, по описанию 1828 г., насчитывалось 477 книг (346 печатных и 131 рукописная). Из печатных изданий 121 не атрибутировано, но и атрибутированные свидетельствуют о богатстве фонда: 115 книг московской печати первой половины XVII в., 79 старообрядческих изданий XVIII – начала XIX вв., 14 – «киевской печати», 17 – московской послереформенной печати. В описании 1828 г. значатся: Требник (Вильно, 1622 г.), Евангелие (Львов, 1690 г.), «Страсти Христовы» (1624, 1691 гг.), Полуустав (не датирован), издания Московского Печатного двора – Евангелие (1658 г.), Апостол (1647 г.), Устав большой (1631 г.), Служебник (1642 г.), Святцы с тропарями (1628 г.), а также старообрядческие издания XVIII в. Для старообрядческих библиотек уникальным памятником был Требник (1547 г.) – издание типографии сербского Вознесенского монастыря Милешева. Из рукописей исследователи считают примечательными сочинения Космы Индикоплова. Важная особенность библиотеки, по мнению исследователей, – наличие послереформенных московских и киевских изданий, например, «О добротолюбии» (М., 1793 г.), «Деяний церковных и гражданских» Цезаря Барония (М., 1719 г.). 39 рукописных книг являлись нотно-певческими, рассчитанными на круг пения, сложившийся в конце XV – XVII вв., и на высокопрофессиональных певцов; были также книги Праздники, Трезвоны, Демественники. После перевода Иргизского монастыря в единоверие книжный фонд пополнялся единоверческими изданиями, часть его до 1917 г. хранилась в библиотеке саратовского миссионерского братства Святого Креста. По постановлениям Пугачёвского исполкома от 20 февраля и 4 марта 1919 г. и в связи с циркуляром Народного комиссариата юстиции об отделении церкви от государства подотдел охраны культурно-исторических ценностей Пугачёвского исполкома отдал часть библиотеки в местный краеведческий музей. Книги и рукописи передавались в города Пугачёв и Самару также во время приездов на Иргиз в 1919–1923 гг. Михаила Николаевича Тихомирова (впоследствии академик), работавшего в Самарском университете и в Самарском обществе археологии, истории, этнологии и естествознания. Главную часть монастырской библиотеки Пугачёвский музей получил в начале января 1926 г. в связи с упразднением Балаковского уезда. В 1935 г. основной фонд книг и рукописей, собранных Пугачёвским музеем в Иргизских монастырях (в том числе в Иргизском монастыре Воскресения Христова), поступил в научную библиотеку Саратовского государственного университета. В составе рукописей, связь которых с библиотекой Иргизского монастыря Воскресения Христова установлена точно, преобладают крюковые.

 



 
PR-CY.ru