«ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕД СТРАЖДУЩИХ» - Страница 2

Е.Г. Донской, который произвёл в 2008 г. реставрацию иконы, приписывает её исполнение одному из царских иконописцев, выселенных во множестве при императоре Петре I из Москвы «за ненадобностью» и осевших на землях, позднее отнесённых к Калужской губернии. На образе начала XIX в. из Богоявленского собора арзамасского во имя Николая Чудотворца женского монастыря Младенец касается головкой щеки Матери, а правой ручкой Её шеи, локотком опираясь на плечо Богородицы, прикрывающей Его ступни. Гиматий Божьей Матери без застёжки, на правом плече – звезда. Образ пожертвован обители в 1994 г. С этого времени зафиксировано обновление иконы. К середине лета 2000 г. очистились лики Спасителя и Богоматери, стала видна корона на голове Царицы Небесной, правая рука Младенца и Его ножки, опирающиеся на правую руку Богородицы, выявились цвета одежд. Летом 2001 г. стало возможно идентифицировать иконографию образа. Сёстрами обители составлен акафист этой иконе на основе акафиста Божьей Матери Избавительнице. Поясной образ Богоматери в короне, в распахнутом мафории, с Младенцем на левой руке, с подписью: «От бед страждущих» приведён в книге: «Изображения Богоматери». М., 1992. На нём Богоматерь представлена с поднесённой к груди правой рукой, Богомладенец касается правой ручкой не шеи Матери, но чуть ниже, Его головка обращена в сторону предстоящих. По прориси исследователям известен иконный образ «Обет страждущих» из собрания Георгия Дмитриевича Филимонова (в начале XX в. хранился в Обществе любителей древней письменности): Младенец, сидящий на правой руке Богоматери, приник к Её плечу, касаясь челом щеки; Его левая рука поднесена к вороту платья Матери, правая сжимает свиток (тип «Умиление»), что сближает этот образ с изводом «Богоматерь Почаевская». Никодим Павлович Кондаков соотносил подобный вариант изображений Богоматери и Младенца с произведениям итальянских мастеров XIV в. (умбрийской и сиенской школы) и иконами итало-критской школы XIV–XV вв., которые в XV в. стали известны на Руси и послужили основой для возникновения изводов многих чудотворных икон Богоматери, в том числе «Избавление от бед страждущих» и Почаевской иконы Божьей Матери. Икона «Избавление от бед страждущих» иногда встречается с изображениями святых на полях, являясь, как полагают исследователи, личным моленным образом (икона невьянской школы, XIX в., Областной краеведческий музей, Екатеринбург). Чаще извод включён в состав получивших широкое распространение четырёхчастных икон с образами Божьей Матери, с Распятием в перекрестье (икона конца XIX в., собрание Александра Александровича Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., музей Андрея Рублёва). На иконах «Избавление от бед страждущих» обычно присутствуют образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Григория Павловича Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресвятой Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорусском или польском происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресвятой Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, конца XVIII – начала XIX вв. На «четырёхчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «Избавление от бед страждущих» кроме названных могут быть представлены образы Божьей Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825 г., Русский музей), а также «Нечаянная Радость».



 
PR-CY.ru