ИГОРЬ - Страница 2

В договоре Игорь назван «великим князем русским». Из документа исследователям известно, что среди русских послов, подписавших договор, были христиане, которые клялись «честным крестом». В летописном рассказе об утверждении договора в Киеве, помещённом после самого документа, сообщается о клятве Игоря и его людей и указывается, что русские христиане клялись в находившейся на Подоле киевской соборной церкви св. Илии. Впрочем, многие исследователи сомневаются в достоверности этого сообщения, поскольку оно основано на данных, почерпнутых из договора, в котором говорится о клятве в церкви св. Илии, но не в Киеве, а в Константинополе – как полагают исследователи, в приделе соборной церкви Богоматери Фаросской, которая находилась с севевро-восточной стороны императорского дворца. В договоре 944 г. принесение клятвы по христианскому обряду сопровождалось языческими санкциями за её нарушение. Для русской стороны данный договор был менее выгоден, чем тот, который был заключён в 911 г. (в более раннем документе дружинники-христиане не упоминаются). Зимой 944/945 или 945/946 гг. Игорь отправился за данью к древлянам, с которых раньше уже собрал дань его воевода Свенельд. Получив требуемое, Игорь с небольшой дружиной вскоре вернулся и в нарушение договора потребовал новых выплат. Тогда древляне восстали, отряд Игоря был перебит, князь попал в плен и был казнён. По сообщению Льва Диакона, древляне привязали Игоря к верхушкам двух деревьев, наклонённых к земле; распрямившиеся деревья разорвали тело князя. Деятельность Игоря приходится на период складывания Древнерусского государства. По данным, изложенным в трактате императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (около 948 – 952 гг.), при Игоре непосредственная власть киевского князя распространялась на узкую полосу территории с юга на север Восточно-Европейской равнины с городами Киевом, Новгородом, Смоленском, Черниговом, Любечем и Витичевом. К западу и к востоку от этой территории располагались «склавинии» – восточнославянские догосударственные общности, обязанные киевскому князю данью и союзом: древляне, дреговичи, кривичи, северяне, лендзяне, уличи. Сбор дани с них осуществлялся во время полюдья – объезда «склавиний» отрядами киевских дружинников. Супругой Игоря была княгиня Ольга. Согласно ПВЛ, брак был заключён в 903 г., что исследователям не представляется достоверным, т.к. ко времени смерти Игоря его сын Святослав был ребёнком. В русско-византийском договоре 944 г. и в сочинении императора Константина VII названы два племянника («нетии») Игоря – князья Игорь и Акун, а также другие лица, интерпретируемые в историографии как члены семьи правителя. Все позднейшие русские князья Рюриковича были потомками Игоря. Как дед равноапостольного князя Владимира (Василия) Святославича Игорь упоминается в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (вторая треть XI в.): «Похвалимъ… нашего учителя и наставника великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующее, мужествомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепостию поминаются ныне и словуть. Не въ худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ въ Руське, иже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли» («Библиотека литературы Древней Руси». 1997. Т. 1).



 
PR-CY.ru