ИПАТИЙ - Страница 3

На гравюре по металлу первой четверти XIX в. (Российская государственная библиотека), иконографически близкой к листу 1513 г. из собрания Д.А. Ровинского, Ипатий изображён оплечно в четвёртом ряду первым слева, без индивидуальных особенностей, в монашеском облачении, с куколем на голове, надпись на нимбе «пре Ипатий». Оглавное изображение Ипатия как средовека представлено на раскрашенном литографском переводе 1883 г. из мастерской Абрамова (Русский музей): святой – второй справа в четвёртом ряду, не имеет выраженных индивидуальных черт, на голове куколь, надпись на нимбе «пр. Ипатий цел». На тоновой литографии 1893 г. из типографии Киево-Печерской лавры (Литературный музей) Ипатий – с волнистыми волосами, разделёнными на прямой пробор, с седыми усами и бородой. Образ Ипатия присутствует на раскрашенной гравюре первой трети XIX в. (Литературный музей) и на хромолитографиях 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (Российская государственная библиотека) и конца XIX – начала XX вв. (Почаевская Успенская лавра). Изображения Ипатия известны исследователям в академической монументальной живописи XIX в. Ипатий включён в группу подвижников Дальних пещер в стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг. и около 2010 г.). В южной части западного крыла храма Христа Спасителя в Москве размещалась полуфигура Ипатия (1870 гг., художник Дмитрий Никифорович Мартынов), в описании Михаила Степановича Мостовского он назван «Ипатием Целебником, епископом Печерским». Здесь же сказано о помещённом неподалёку ростовом изображении «Ипатия, архиепископа Печерского». В настенной росписи работы иконописцев лаврской иконописной мастерской 1890 гг., представляющей «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия», при нижнем входе в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры Ипатий изображён человеком средних лет, со склонённой вправо головой, творящим молитву, в монашеском облачении, на голове клобук, по внутренней стороне нимба надпись: «прп. Ипатий Целебник». Также в ряду чудотворцев Дальних пещер Ипатий представлен в иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) под руководством святителя Афанасия (Сахарова), – на иконах 1934 г. и 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) и их повторах, выполненных иконописцами конца XX – начала XXI вв. (храм Христа Спасителя, церковь святителя Николая в Клённиках и др.).



 
PR-CY.ru