ИПАТИЙ - Страница 2

Исследователи полагают, что этот извод с небольшими изменениями повторен на хромолитографии 1905 г., изданной типографией Киево-Печерской лавры, где Ипатий обеими руками держит книгу с изображением равноконечного креста, на его правой руке чётки. На иконах «Собор Киево-Печерских святых» Ипатий, как правило, в правой группе, за Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Помещён в пятом ряду первым от центра вполоборота вправо. Изображается средовеком, реже человеком в преклонных летах, в монашеском облачении, с непокрытой головой. Может быть назван «целителем» или «целебником». Таким образом Ипатий представлен на иконах второй половины XVIII в. (Киево-Печерский музей-заповедник), конец XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия), первой половины XIX в. (Палех; частное собрание). На иконе послдней трети XVIII в. (1771 (?), Иркутский музей) Ипатий написан портретно и точно соответствует описанию иконописного подлинника – у него высокий выпуклый лоб с залысинами, короткие седые волосы и седая борода до груди. На иконе первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (музей Андрея Рублёва) Ипатий – средовек с короткими русыми волосами и небольшой бородкой; на эмалевой иконе третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь, Финляндия) он изображён в преклонных летах, с седыми волосами и бородой. Так же Ипатий представлен на двух иконах последней четверти XIX в. – из церкви Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария, и частного собрания. Два святых с именем Ипатий помещены на иконе второй половины XIX в. из собрания Виктора Александровича Бондаренко: оба – в левой части иконы, вполоборота вправо, среди иноков, мощи которых обретаются в Ближних (Антониевых) пещерах. Старец в восьмом ряду первый от центра изображён с покрытой куколем головой, его борода с проседью доходит до груди. Святой в седьмом ряду первый слева больше соответствует описанию подлинника: руки в молении, куколь на плечах, на лбу большие залысины, короткие волосы и борода, убелённые сединами. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры) Ипатий изображён необычно – с покрытой куколем головой. В тиражной графике образ Ипатия также включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых» (Дмитрий Александрович Ровинский приводит сведения о 15 известных ему гравюрах этой иконографии), например, на гравюре на меди, созданной в Киеве Василием Белецким (1751 г., Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru