ИПАТИЙ и АНДРЕЙ

ИПАТИЙ и АНДРЕЙ (VIII в.) – священномученики (память 21 сентября; память в Греческой церкви 20 сентября; память в Западной церкви 29 августа). Источник сведений об этих святых – синаксарное сказание. Ипатий и Андрей происходили из Лидии, получили образование в одной из обителей и с годами укрепились в решении посвятить себя Богу. Ипатий принял иноческий постриг, Андрей стал клириком и был известен как проповедник. Им благоволил Эфесский епископ (в сказании по имени не назван), он рукоположил Ипатия во епископа (кафедра неизвестна), Андрея – во священника. Во время гонений на иконы при императоре Льве III Исавре (717–741 гг.) Ипатий и Андрей убеждали свою паству не подчиняться императорскому указу и не выбрасывать из храмов иконы. По приказу императора они были приведены в Константинополь, где с ними полемизировали как император, так и принявшие его сторону богословы, но никто не смог переубедить святых. После заключения в темницу Ипатия и Андрея подвергли бичеванию, затем обмазали бороды смолой, и на их головах, откуда прежде срезали кожу, начали жечь иконы. После того как святые выдержали эти пытки, их отвели в квартал Ксиролоф, где казнили мечом. Тела их были брошены без погребения, но христиане с честью похоронили мучеников. В сказании есть несколько неточностей, что позволяет исследователям предполагать его позднее происхождение или заимствование сведений об Ипатии и Андрее из Житий других святых эпохи иконоборчества. Так, в источниках, повествующих о первом периоде иконоборчества, при Льве III, отсутствуют эпизоды гонений с изощрёнными пытками; подробности с обмазыванием смолой бород иконопочитателей часто фигурируют в описаниях гонений при императоре Константине V Копрониме (741–775 гг.). Кроме того, поскольку святые жили в Лидии, рукополагать их должен был епископ города Сарды, где располагалась епископская кафедра Лидии, тогда как Эфес был столицей Асии.

 
PR-CY.ru