ИОСИФ, Стойка - Страница 4

А. Жураковский был противником симпатизировавшего унии Львовского епископа Иосифа (Шумлянского) и обращался только к Иосифу. В 1696 г. под охраной А. Жураковского Иосиф тайно проехал через Галичину на Волынь. Здесь не позднее 5 сентября 1696 г., по одним данным, в кафедральном соборе Луцка, по другим – в Белостокском Михайловском мужском монастыре близ Луцка один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства – Дмитрий Жабокрицкий (в монашестве Дионисий), номинированный королём на Луцкую кафедру, при участии Иосифа был пострижен в монашество, позднее рукоположён во диакона, затем во иерея. Рукоположение Дионисия (Жабокрицкого) при наличии к тому канонических препятствий (Жабокрицкий в миру был дважды женат, вторым браком на вдове) Иосиф обосновал «крайней нуждой Церкви». Об этом говорится в его послании от 5 сентября 1696 г., написанном в Белостокском монастыре (послание вошло в «Летопись Самуила Величко»). Иосиф писал, что он, как представитель Константинопольского патриарха, разрешает Жабокрицкого «от всех препятствий и всех человеческих погрешностей», что Жабокрицкий достоин не только иерейского, но и архиерейского сана. Свой приезд на Волынь и участие в постриге Жабокрицкого Иосиф объясняет заботой об «осиротевшей Луцкой кафедре», необходимостью более активного противодействия врагам православия, т.е. униатам. В послании содержится призыв к православным на Волыни проявлять бесстрашие в защите церкви и не верить наветам в отношении Жабокрицкого. Иосиф подписал послание как «архиепископ Мараморейский (Мараморошский), администратор митрополии Белградской, Семиградской и всего Православия в стране Угорской властитель». Кем и когда он был возведён в сан архиепископа, исследователям неизвестно. В декабре 1700 г. Иосиф посетил Галичину, где в обращениях к православным осудил открытый переход епископа Иосифа (Шумлянского) в унию. Тогда же Иосиф вторично побывал в Луцке. К его приезду, в начале декабря 1700 г., луцкое Крестовоздвиженское братство приняло заявление о необходимости архиерейской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), аргументируя это отпадением от православия Иосифа (Шумлянского) и отсутствием православного архиерея на Волыни и в Галичине. В заявлении подчёркивалось, что Дионисий (Жабокрицкий) получил поддержку всех православных братств и монастырей Волыни и Галичины. Откликаясь на ходатайство братства, Иосиф в кафедральном соборе Иоанна Богослова в Луцке под охраной вооружённого отряда А. Жураковского в конце декабря 1700 г. единолично хиротонисал Дионисия (Жабокрицкого) во епископа Луцкого и Острожского, ошибочно считая его преданным православию (как свидетельствуют документы, Дионисий (Жабокрицкий) с 1697 г. вёл тайные переговоры о присоединении к унии, что и произошло 7 февраля 1702 г.). Православный Киевский и Галицкий митрополит Варлаам (Ясинский) отказался признать данную хиротонию (в опубликованной в «Православной энциклопедии» статье о Дионисии (Жабокрицком) указана неверная дата его епископской хиротонии – 7 февраля 1702 г.; в указе польского короля Августа II от 3 января 1700 г. Дионисий (Жабокрицкий) уже назван епископом Луцким и Острожским, архимандритом овручским и прототронием Киевской митрополии).

 



 
PR-CY.ru