ИОАННА МИЛОСТИВОГО СВЯТИТЕЛЯ ЗАГАЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Одновременно с игуменом жалобу послал и протоиерей Иоанн Гостиловский, настоятель православной церкви села Брыков, благочинный Кременецкого уезда. Блендовский угрожал ему побоями, требуя принять унию, заставлял священника совершать униатские богослужения в приходской церкви своего имения – селе Юськовцы. Когда протоиерей И. Гостиловский на требования перейти в унию ответил отказом, Анджей Ян Блендовский и его жена Франциска (урождённая Горбовская) удалили его с прихода и захватили его хозяйство. Протоиерей И. Гостиловский укрылся от преследований в монастыре Иоанна Милостивого и написал жалобу покровительствовавшему православным помещику Михаилу Прушинскому, владельцу села Новостав, при помощи которого и удалось довести дело до Кременецкого гродского суда. Как униатский монастырь Иоанна Милостивого известен с 1720 г., когда игумен Варлаам Снитовский участвовал в униатском Соборе в августе-сентябре 1720 г. в городе Замостье (Замосць). В. Снитовский перестроил интерьер православного храма в униатском стиле, соорудил по католическому образцу боковые алтари и монстрацию. Следующий униатский настоятель П. Маньковский, титуловавшийся как «супериор», в 1750 г. поместил в церкви конфессионал. П. Маньковскому пришлось вести судебный процесс с дворянами Дедеркальскими по поводу 300 злотых, завещанных предыдущими владельцами имений в Дедеркалах монастырю Иоанна Милостивого. Это судебное дело обитель проиграла. По данным польского историка Т. Стецкого, монастырь при П. Маньковском судился со многими польскими магнатами, в том числе с князьями Радзивиллами, за угодья, которые находились в ведении уже несуществующих униатских (ранее православных) монастырей, в частности, за участки земли на месте разорённого татарами на рубеже XVII и XVIII вв. Николаевского монастыря в урочище Татариновец близ села Обыч, а также за владения упразднённых Стожокского Троицкого и Шумского Симеоновского монастырей, ставших униатскими приходами. Исследователи находят примечательным, что уже в 1734 г. селом Загайцы владели римо-католики, которые не считались с интересами местного православного населения. В «Инвентаре села Загайцы и части села Шумбар» указано, что выходными днями здесь считались только дни римско-католических праздников. Несмотря на переход в унию и враждебное отношение к монастырю местных помещиков Блендовских и пришедшего им на смену князя Павла Кароля Сангушко (1680–1750 гг.), обители продолжали помогать отдельные представители рода Ярмолинских. В частности, благотворителем монастыря Иоанна Милостивого оставался внучатый племянник Ярмолинской владелец местечка Шумск Стефан Ярмолинский, который в 1749 г. сделал новый щедрый вклад в монастырь (запись в Кременецкие гродские книги сделана 18 сентября 1749 г.). Он же пожертвовал для униатского монастыря 12 тыс. злотых, позолоченную серебряную чашу, а также фамильную реликвию, чудотворный образ, известный как Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божьей Матери. К этому времени икона «славилась великими милостями». По мнению иеромонаха Анатолия, священника А. Сендульского и др., икона как оригинальный образ была известна ещё до 1749 г. Отдельные исследователи считают чудотворный образ копией Римской иконы Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru