ИОАНН ВОИН - Страница 8

Икона, на которой в молении Спасителю представлен мученик – средовек, одетый в два хитона разной длины и плащ, могла быть создана по заказу М.Я. Строганова вскоре после рождения сына Ивана. К этим произведениям, связанным со столичной традицией, примыкает и полуфигура Иоанна Воина, помещённая на крыльце ярославской церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина; роспись 1640 г., поновлена в 1880 гг. с сохранением прежней иконографии). Её размер и скромное место свидетельствуют о том, что почитание Иоанна Воина ещё широко не распространилось. Вместе с тем исследователи особо отмечают расположение образа Иоанна Воина у входа в храм, его соседство со сценами явления архангела Михаила Иисусу Навину и взятия Иерихона, а также с фигурами св. целителей и мучеников (например, Лонгина Сотника); напротив находится поясная фигура мученика Иоанна Нового, Сочавского, имеющего сходную внешность и почитавшегося членами царского дома (в честь его был назван один из сыновей царя Михаила Фёдоровича). Таким образом, включение образа Иоанна Воина в роспись крыльца Никольской церкви, по мнению исследователей, может восприниматься как признак растущего интереса к святому. В первой трети XVII в., т.е. практически одновременно с созданием строгановских изображений Иоанна Воина в доспехах и с оружием, формировалось почитание святого как заступника воинов. Его распространению, как полагают исследователи, способствовало то, что в отличие от других св. воинов, чьи имена сопровождались эпитетами греческого происхождения (Феодора Тирона, Феодора, Саввы и Андрея Стратилатов), Иоанн Воин был известен под славянским наименованием Воин (Воинник), чаще – Воинственник. Под 1625 г. в патриарших окладных книгах впервые упоминается московская церковь во имя св. Иоанна Воина на улице Большая Якиманка («у Крымского двора»). Посвящение деревянного храма, как полагают исследователи, выстроенного незадолго до этой даты (предположительно после 1612 г.), не имело более ранних аналогий, и было обусловлено его расположением в населённом стрельцами районе столицы. К периоду строительства первой церкви исследователи относят сохранившийся храмовый образ (под записью, в окладе XIX в.): фронтальное изображение Иоанна Воина в рост, в латах, с крестом перед грудью и с диагонально расположенным копьём, которое святой придерживает левой рукой. По пропорциям доски и по композиционной схеме к нему близка чтимая икона Иоанна Воина, которая находилась в Серпуховском Владычном монастыре (предание о чудесном соединении частей этого образа, распиленного татарами, указывает на относительную древность произведения, возможно, написанного в ту эпоху, когда Серпухов подвергался набегам крымских татар). Примером отражения в иконографии почитания Иоанна Воина в воинской среде до формирования его общерусского почитания служат изображения на знамёнах сотен Государева полка, создававшихся во второй половине XVII в. (на другой стороне знамён изображался Голгофский крест). Древнейшие сведения о таких предметах относятся к 1660–1670 гг. В 1675 г. живописец Богдан (Иван) Салтанов написал новое знамя, на котором Иоанн Воин был представлен на коне, с мечом и прапором; на кайме помещалось молитвенное обращение к святому с просьбой о помощи царю Алексею Михайловичу в битвах с врагами.

 



 
PR-CY.ru