ИОАНН ВОИН - Страница 7

Как правило, это изображения Максима Исповедника и Иоанна Воина, предстоящих Христу или припадающих к Нему или к Богоматери, причём во всех сохранившихся произведениях покровитель И.М. Строганова представлен на менее почётном месте, чем святой его отца. Икона «Спас на престоле» из старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве, ранее приписывавшаяся Прокопию Чирину, как полагают исследователи, представляет собой созданное в XIX в. повторение образа начала XVII в., который, в свою очередь, в упрощённом виде повторял замысел местной иконы сольвычегодского собора. Те же святые изображены на полях приписываемой Прокопию Чирину иконы «Спас Нерукотворный» из московского Никольского единоверческого монастыря (её повторением является образ 1902 г. письма Василия Павловича Гурьянова, Русский музей); этот памятник исследователи готовы отождествить с иконой первой четверти XVII в. (Государственные музеи Берлина, Музей позднеантичного и византийского искусства; на временном хранении в Музее икон во Франкфурте-на-Майне). Характерные для «строгановских» икон композиции с Богоматерью на престоле и с избранными святыми представлены прорисью, где Богородице предстоят Максим Исповедник и Иоанн Воин, иконой (с поновлениями) из частного собрания, на которой кроме этих святых представлены апостол Иаков Алфеев и св. Евфимия – небесные покровители родителей М.Я. Строганова. Почитание Иоанна Воина в семействе Строгановых нашло отражение в его изображении вместе с другими воинами-мучениками на трёхстворчатом складне второй четверти – середины XVII в. из старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве, а также на четырёхрядной иконе начала XVII в. (Музей икон в Рекклингхаузене). По мнению исследователей, образ мученика присутствует и на принадлежавших членам этой семьи складнях с Владимирской иконой Божьей Матери и со сценами праздников, а также на созданных по строгановскому заказу иконах Шестоднева (Субботы всех святых). После смерти И.М. Строганова образ Иоанна Воина в произведениях, связанных с этим семейством, уже не встречается. В перечисленных памятниках Иоанн Воин представлен в доспехах, в плаще, иногда с оружием (на фреске Благовещенского собора в Сольвычегодске и на иконе из собрания Н.П. Лихачёва – с мечом, на иконе Богоматери на престоле с избранными святыми – с копьём), что способствовало его восприятию как воина Христова и защитника православных христиан. Однако в произведениях строгановского заказа исследователи встречают и иконографию Иоанна Воина – мученика, одетого в хитон и плащ (складень «Богоматерь Владимирская, праздники и святые», вложенный Н.Г. Строгановым в церковь Похвалы Пресвятой Богородицы Орла-городка, 1603 г., Пермская художественная галерея). Скорее всего, Иоанн Воин, а не великомученик Никита, вместе с Максимом Исповедником представлен припадающим к ногам Вседержителя на троне на двухстворчатом складне раннего XVII в. (Третьяковская галерея, Музей-квартира Павла Дмитриевича Корина). Судя по форме бороды и по причёске, Иоанн Воин, по мнению исследователей, изображён на небольшой иконе конца XVI в. (музей Андрея Рублёва; надпись не сохранилась, Виктором Михайловичем Сорокатым атрибутирован как великомученик Никита).

 



 
PR-CY.ru