ИОАНН ВОИН - Страница 4

Поясная фигура святого, вписанная в трёхлопастное обрамление, помещена над аркой, соединяющей южный рукав креста с западным нефом храма. Иоанн Воин, в надписи названный Воинником, изображён как средовек с короткой бородой. Атрибуты святого отражают мученический и воинский аспекты его почитания: в правой руке он держит крест, левой опирается на щит, облачён в доспехи (?) и плащ. Фигура Иоанна Воина по сравнению с соседними ростовыми образами воинов-мучеников занимает второстепенное место. Тем не менее, она играет существенную роль в программе росписи нередицкого храма, т.к. находится у входа в юго-западный компартимент, где помещено изображение строителя церкви князя Ярослава Владимировича и где, очевидно, должно было располагаться его захоронение. Кроме того, Иоанн Воин изображён рядом с полуфигурой преподобного Мартирия (небесного покровителя архиепископа Новгородского Мартирия, во время пребывания которого на кафедре возводился храм), чей благословляющий жест отведённой в сторону правой руки направлен к фигуре Иоанна Воина. Согласно поздним летописным данным, крестильное имя Ярослава Владимировича – Иоанн. Это наряду с особенностями расположения фигуры Иоанна Воина в храмовой росписи позволяет исследователям предположить, что Иоанн Воин был тезоименитым святым ктитора церкви Спаса. Лев Исаакович Лифшиц предполагает, что у князя Ярослава кроме Иоанна Воина был ещё один патрональный святой – Иоанн Предтеча, его имя Ярослав получил при крещении. Согласно Валентину Лаврентьевичу Янину, князь Ярослав в крещении носил имя Михаил, и ему принадлежат печати с изображениями архангела Михаила и Димитрия Солунского. В таком случае включение фигуры Иоанна Воина в программу росписи нередицкого храма исследователи готовы объяснить особенностями почитания святого, в том числе связанными с темой погребения и молитвы за усопших. По мнению В.Л. Янина, изображения Иоанна Воина есть на некоторых новгородских печатях великого князя Ивана Ивановича Красного (1354–1359 гг.); в ряде случаев рядом с образом стоящего воина с копьём и со щитом читается надпись: «А(гиос) I(анн)» или «I(анн)». Атрибуция печатей князю Ивану Красному остаётся спорной: Николай Петрович Лихачёв приписывал их великому князю Тверскому Ивану Михайловичу (1400–1425 гг.), а на сохранившихся аргировулах князя Ивана Красного (Российский государственный архив древних актов) изображён Иоанн Иерусалимский или, что исследователи считают более вероятным, Иоанн Лествичник. Вместе с тем на надгробной фреске в Архангельском соборе Московского Кремля (1652–1666 гг., следует программе 1564–1565 гг.) князь Иван Красный представлен в молении неизвестному юному мученику со свитком в левой руке, чей облик совпадает с редким вариантом иконографии Иоанна Воина, описанным в русской иконописном подлиннике («млад, аки Димитрий»). Это позволяет исследователям предположить, что печати новгородского происхождения, несмотря на использование иного варианта иконографии святого, принадлежали князю Ивану Красному. В XV – первой половине XVII в. почитание Иоанна Воина носило ограниченный характер и имело значение, главным образом, для соименников святого: о случаях наречения в его честь свидетельствует распространённость имени Воин.

 



 
PR-CY.ru