ИОАНН ВОИН - Страница 2

В ранних редакциях Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.), в первопечатном греческом (Венеция, 1545 г.) и московском (М., 1610 г.) Типиконах, а также в современных греческих богослужебных книгах Иоанн Воин не упоминается. Тем не менее, в 1695 г. в Москве была издана книга «Служба и житие Иоанна Воина». В современной Минее под 30 июля помещено праздничное последование в честь Иоанна Воина, которое включает: отпустительные тропари четвёртого гласа «Всеблагаго Бога и Царя...» и восьмого гласа «Блаженство евангельское возлюбив...»; кондаки третьего гласа «Великая скорбным людем радость...» и шестого гласа «Благочестиваго воина Христова...»; канон второго гласа, ирмос (начало: «Светлое празднество твоё»); канон первого гласа, ирмос (начало: «Иисусе, Спасе наш»); четыре цикла стихир-подобнов, несколько самогласнов, пять седальнов, два светильна. По рукописям известен канон Иоанну Воину, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом «Христова тебя пою воина, всеблаженне. Иосифово», четвёртого гласа, ирмос (начало: «Радостно прошёл»); канон содержит вторую песнь. В восточнохристианской иконографии св. мучеников и воинов образ Иоанн Воин занимает особое место, поскольку, несмотря на константинопольское происхождение почитания святого, мощи которого, согласно Житию, находились в столичном храме апостола Иоанна Богослова, его изображения практически неизвестны в искусстве Византии и поствизантийского мира, включая календарные циклы. В искусстве Руси XI–XVI вв. они встречаются крайне редко и, в основном, имеют патрональный характер, хотя память Иоанна Воина присутствует в месяцесловах многих русских Евангелий и Апостолов XII–XV вв. За немногими исключениями, иконография Иоанна Воина представлена русскими памятниками XVII–XIX вв., чьё обилие и типологическое разнообразие отражают рост почитания мученика. В отличие от большинства других святых заступников, почитание которых распространилось или стало актуальным в ту же эпоху (см. Бусева-Давыдова Ирина Леонидовна: «“Святые молитвенники”: к вопросу о происхождении и развитии иконографического типа»), почитание Иоанна Воина в Русской церкви не имеет параллелей в религиозной жизни других православных стран, где изображения Иоанна Воина и тем более посвящённые ему престолы не встречаются даже в Новое время. Исследователи считают показательным отсутствие сведений об Иоанне Воине в монографии К. Уолтера о почитании и об образах святых воинов в Византии (приведены только русские произведения XVII–XVIII вв.). Подобно другим воинам-мученикам, Иоанна Воина изображали в патрицианских одеждах или в доспехах. Первый вариант, к которому относится ряд ранних памятников, созданных до широкого распространения почитания святого, представлен прорисью из Строгановского иконописного подлинника, где Иоанн Воин показан в плаще, надетом поверх длинного хитона (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.). Подлинник, изданный Сергеем Тихоновичем Большаковым, дополняет эти данные сведениями о внешности мученика, очевидно, отразившими процесс трансформации и обновления иконографии Иоанна Воина в эпоху повышенного внимания к его образу: «…Рус, аки Козма, риза киноварь, испод лазорь, в руце крест, а левая молебна, а инде пишет на Иване риза воинская, а в киевских Иоанн млад, аки Димитрий, в правой руке крест, а в левой свиток»; последний вариант, согласно тексту имевший какое-то отношение к Киеву, почти полностью совпадает с уникальным для поствизантийского искусства изображением Иоанна Воина на миниатюре из греко-грузинской рукописи конца XV в., где Иоанн Воин представлен как безбородый юноша (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru