ИОСИФ, Семашко Иосиф Иосифович - Страница 17

По свидетельствам современников, ему было близко распространённое в то время в Белоруссии общественно-политическое течение, характеризовавшееся как «западнорусизм». Митрополит с интересом относился к деятельности историков Михаила Осиповича Кояловича, Андрея Петровича Демьяновича и их идейных преемников историка Григория Яковлевича Киприановича, профессора Константина Васильевича Харламповича, которые выступали за единство русского народа в трёх его «ветвях» – белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польского католического засилья в западнорусских областях. Мемуары Иосифа, носящие, в основном, дневниковый характер, разбиты по годам. Автор не только рассказывает об исторических событиях, но и приводит ряд воспоминаний и впечатлений своей юности, повествует о жизни родителей. Из «Записок» Иосифа, в частности, исследователи сделали вывод, что его отец, служивший в Липовецком уезде Киевской губернии, даже после воссоединения униатов в 1839 г. находился в беззащитном положении и терпел притеснения от местных польских помещиков-католиков. В 1841 г. Иосиф был вынужден принять его на служение в свою епархию, в село Дзикушки Лидского уезда Виленской губернии, где отец прослужил до своей смерти в 1856 г. К сборнику «Записки» приложены научные труды, доклады и проповеди митрополита. На польском языке напечатаны две самые ранние проповеди Иосифа, произнесённые в униатской церкви города Вильна: «На день св. Николая» и «О временных и вечных благах». Там же опубликованы его богословские диссертации на латинском языке «De Tolerantia» («Терпение») и «De Christiana cura bonorum temporalium» («Христианская забота о земных благах»); последнее сочинение было подано на соискание учёной степени кандидата богословия в Виленском университете. В этот сборник также вошли 13 Слов на праздники и три приветствия по случаю встречи государя; впоследствии их высоко оценил архиепископ Иннокентий (Борисов), назвавший изречения Иосифа уникальным «памятником событий», связанных с воссоединением униатов. Вторым значительным изданием сочинений Иосифа стала книга «Семь Слов синодального члена Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» (Вильна, 1848 г.; переиздано: СПб., 1889 г.). Третий крупный сборник сочинений митрополита – «Синодального члена высокопреосв. Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения» (СПб., 1860 г.) – издал редактор журнала «Духовные беседы» протоиерей Иван Константинович Яхонтов. В этом сборнике приводились выступления Иосифа после 1840 г., уже после объединения униатов с Русской церковью. Митрополит обличал полонизаторскую деятельность римо-католиков в Литве, а также писал о неизбежности упразднения униатства на землях Холмщины и Подляшья. Впоследствии Г.Я. Киприанович издал книгу «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православной Церковью в 1839 г.» (Вильна, 1897 г), в состав которой включил приложение «Новооткрытые записки Иосифа, митрополита Литовского» – своеобразное продолжение мемуаров Иосифа за 1861–1868 гг.

 



 
PR-CY.ru