ИОСИФ, Семашко Иосиф Иосифович - Страница 16

Иосиф состоял почётным членом Копенгагенского общества северных антиквариев (с 1843 г.), Конференций Казанской духовной академии (с 1844 г.) и Киевской духовной академии (с 1857 г.), Виленского человеколюбивого общества (с 1845 г.), Императорского Географического общества (с 1851 г.), Санкт-Петербургской Академии Наук (с 29 декабря 1857 г.), вице-президентом Виленского комитета Общества попечительного о тюрьмах (с 1852 г.). Был награждён орденами св. Анны второй (1828 г.) и первой (1833 г.) степени, св. Владимира третьей (1833 г.) и второй (1838 г.) степени, Александра Невского (1841 г.; в 1849 г. награждён алмазными знаками ордена), Андрея Первозванного (1856 г.; знаки ордена пожалованы в 1862 г.). 27 марта 1866 г. император пожаловал Иосифу посох, украшенный драгоценными камнями. По завещанию Иосифа два алмазных креста на клобук (архиепископский и митрополичий) и алмазные орденские знаки со звёздами Александра Невского и Андрея Первозванного были переданы в Кабинет Его Императорского Величества. На капитал от наград (в 9888 руб.) был приобретён доходный билет, с которого ежегодно выплачивались премии за лучшие кандидатские сочинения выпускникам духовных академий. Лауреатами премий, в частности, стали Иларион (Троицкий), Амфилохий (Скворцов) и др. Митрополит оставил 5 тыс. руб. в пользу 14 монастырей и храмов, такую же сумму для Санкт-Петербургской Академии Наук на издание его «Записок», около 4 тыс. руб. для Свято-Духова монастыря и архиерейского дома, а также капиталы в пользу Киевского и Виленского училищ для девиц духовного звания. Казанской духовной академии Иосиф завещал золотую медаль в память воссоединения унии (1839 г.). Значительную помощь Иосиф оказал попечительству о бедных духовного звания Литовской епархии (1844 г.), Духову монастырю (1848 г.), библиотеке семинарии (1851 г.), Виленскому училищу для девиц духовного звания (1861 г.), а также передал на потребности русской армии во время Крымской войны (1855 г.) 13 тыс. руб. Наследие Иосифа составляют мемуары («Записки»), гомилетические сочинения (проповеди и приветствия на церковные праздники), эпистолярные сочинения (письма друзьям, церковным деятелям и государственным чиновникам) и научные труды (две богословские работы, церковно-исторические доклады, посвящённые униатству и латинству, и т.д.). Наибольшую известность, как ценный исторический источник, получили «Записки», изданные (посмертно по завещанию митрополита) в 1883 г. Санкт-Петербургской Академией Наук и являющиеся наиболее объёмным сочинением митрополита (в пяти частях). «Записки» открываются мемуарами Иосифа, а также содержат «Приложения», составляющие архив документов и писем, иллюстрирующих деятельность архиерея до 1861 г. В мемуарах автор объяснял обстоятельства своего перехода из униатства в православие, а также подробно описывал внутреннее состояние Римско-католической и униатской церквей в конце 1820 гг. и в последующие периоды. Иосиф был знаком со многими выдающимися мыслителями России – Николаем Михайловичем Карамзиным, Александром Семёновичем Шишковым и др.

 



 
PR-CY.ru