ИОСИФ, Саакадзе; Тбилели - Страница 2

Иосиф известен благодаря поэтическим сочинениям: ему принадлежат переводы агиографических произведений «Хвала и мученичество святой Марины», «Жизнь Алексия, человека Божия»; также Иосиф написал продолжение «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели (67 куплетов). Наиболее значительным его поэтическим произведением является историческая поэма «Дидмоуравиани» («Жизнь Великого Моурави»), созданная по просьбе царя Имерети Арчила II между 1684 и 1687 гг. Это подробное жизнеописание Георгия Саакадзе, переданное на фоне исторических событий и противостояния грузинского народа персидской агрессии. По мнению К.С. Кекелидзе, в тексте «Дидмоуравиани» есть намёки на знакомство Иосифа с поэмой царя Арчила II «Беседа Теймураза и Руставели» (царя Картли-Кахети Теймураза I и Шота Руставели; 1683 г.), однако Арчил II в «Беседе...» не упоминает Иосифа и его произведение, хотя подробно пишет о современнике и друге Иосифа поэте епископе Самебском (Шемокмедском) Иакове. Это позволило К.С. Кекелидзе считать, что сочинение «Дидмоуравиани» написано после 1683 г. Характеризуя автора поэмы, К.С. Кекелидзе называет Иосифа «начитанным, эрудированным человеком, хорошо знающим как духовную, так и светскую литературу... в то же время – прошлое своей страны». Иосиф – поэт-реалист, «вместе с Арчилом представитель того направления в поэзии, которое прорвало замкнутый круг «персидских небылиц», порвало со сказочно-фантастическими сюжетами и утвердило в грузинской поэзии принцип «говорения правды»». «Дидмоуравиани» – один из лучших примеров произведений, созданных на национальную тему, главные черты которого, по мнению К.С. Кекелидзе, «правда и искренность». Впервые поэма была издана П.И. Иоселиани в 1851 г. С именем Иосифа (Саакадзе) связано создание библиотеки кафедрального собора Тбилисский Сион, которому он пожертвовал много рукописных книг (ныне в музее церкви).



 
PR-CY.ru