ИОСИФ, Нелюбович-Тукальский Афанасий - Страница 10

Эта инициатива встретила живой отклик православного духовенства на Левобережной Украине. Его наиболее авторитетные представители – Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) и архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) – высоко оценивали преданность Иосифа православию. Он признавался здесь законным митрополитом, его имя поминалось на службах, к нему обращались за консультацией по разным вопросам. Книга Иоанникия (Галятовского) «Мессия правдивый» была напечатана в 1669 г. с воспроизведением благословения и рекомендации Иосифа. В 1669 г. Иннокентий (Гизель) состоял в переписке с Иосифом, последний информировал его, в частности, о нападении П.Д. Дорошенко на территорию левобережных полков. И Лазарь (Баранович), и Иннокентий (Гизель) были обеспокоены известиями о решениях Корсунской рады и видели в Иосифе ту фигуру, которая может не допустить их осуществления. В письме к царю Иннокентий (Гизель) выражал убеждение, что союз правобережного казачества с османами будет разорван, если митрополит вернётся на Киевскую кафедру. Оба духовных лица обратились с письмами к Иосифу, убеждая его способствовать переходу Правобережной Украины под власть царя. Так, Лазарь (Баранович) в письме к Иосифу в 1669 г. подчёркивал, что Москва уже предоставила Украине такие вольности, которых «никогда бусурманин не даст». Иосиф прислал Алексею Михайловичу любезное письмо с пожеланиями соединения «всего российского народа» под его властью и с просьбой о разрешении приехать в Киев. Одновременно с этим письмом в Москву попало письмо Иосифа к одному из левобережных полковников – переславскому полковнику Дмитрию Райче с предложением перейти под власть П.Д. Дорошенко, и в просьбе Иосифу было отказано. Тогда же, весной 1669 г., стало известно, что при активном участии митрополита в Стамбул выехало посольство с выборными представителями полков, чтобы завершить переговоры об установлении османского протектората. Предпринятые в 1670 г. попытки А.Л. Ордина-Нащокина при содействии игумена Варлаама (Ясинского) повлиять на Иосифа также закончились безрезультатно. В письмах к А.Л. Ордину-Нащокину митрополит лишь сообщал о гонениях на православных со стороны католиков, об оскудении благочестия в Литве и просил о материальной помощи. Постепенное укрепление на Левобережной Украине позиций гетмана Д.И. Многогрешного и русской власти привело к тому, что Иосиф утратил контроль над церковной жизнью к востоку от Днепра. Исследователям известны его жалобы на то, что гетман запретил духовным лицам выполнять его распоряжения и просить его благословения. Гетман отклонил и просьбы Иосифа о сборе в его пользу дани с храмов на территории Левобережного гетманства. Главное духовное лицо на Левобережье архиепископ Лазарь (Баранович) поручил игумену киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря Феодосию (Сафоновичу) ведать всеми делами в Киеве, не обращаясь ни по каким вопросам к митрополиту. Иосиф прибег к своеобразному способу восстановления своей власти.

 



 
PR-CY.ru