ИОСИФ, Нелюбович-Тукальский Афанасий - Страница 8

Правительство султана на это предложение не реагировало. Решающий шаг к установлению протектората Османской империи над гетманством был сделан на раде в Корсуне в марте 1669 г. Иосиф не принял участия в раде, но прибыл в Корсунь и перед началом рады выступил с проповедью, в которой призывал не верить полякам. И русские, и польские современники считали Иосифа главным советником П.Д. Дорошенко при установлении османского протектората. В частности, епископ Иосиф (Шумлянский), возглавлявший польские посольства к П.Д. Дорошенко в 1671–1675 гг., писал, что наибольшим авторитетом для последнего был именно Иосиф, «духом которого и гетман живёт, и вся Украина». В некоторых польских отзывах отмечается роль «пера» Иосифа в укреплении позиции гетмана на украинских землях. О том, каковы были религиозные аспекты предполагаемого соглашения с Османской империей, исследователи судят по содержанию требований, выдвигавшихся в эти годы П.Д. Дорошенко и Иосифа к Польско-Литовскому государству. О позиции Иосифа и П.Д. Дорошенко в вопросах о положении православной церкви в Речи Посполитой говорит содержание сохранившихся в оригинале за подписью П.Д. Дорошенко инструкций послам войска Запорожского в октябре 1669 г. На первом месте в них стоит требование ликвидировать унию, как это предусматривалось условиями Гадячского договора, «все уряды и достоинства церковные» должны быть переданы православным, которые выберут на них кандидатов «волною елекциею от духовных и светских обывателев». Полоцк и Витебск должны войти в Мстиславскую епархию, а Вильно, Новогрудок и Минск – в епархию Киевского митрополита. Православной церкви должны быть возвращены все пожалования православных князей и панов, особенно захваченные иезуитами имения Острожской академии. Для разбора судебных дел, в которых замешаны православные священнослужители, следовало создать особый духовный орган – трибунал из православных людей, духовных и светских. Владения монастырей и церквей должны быть освобождены от военных постоев, а священники – от повинностей. Помимо академии в Киеве и коллегии в Гоще православные должны были получить право основать коллегию в Могилёве, где не могли действовать школы других исповеданий. Владения православных учебных заведений также необходимо освободить от военных постоев. Православные должны иметь доступ ко всем должностям в Речи Посполитой. С этим было связано требование, чтобы «русский» язык снова стал официальным языком канцелярий и судопроизводства. Эти инструкции, составленные, как полагают исследователи, при активном участии Иосифа, повторяли и усиливали те требования, которые Запорожское войско адресовало Речи Посполитой и в предшествующие годы. Исследователи сомневаются в том, что митрополит и П.Д. Дорошенко рассчитывали, что польские власти согласятся на эти требования. Скорее, в них исследователи видят отражение той программы, которую гетман П.Д. Дорошенко и Иосиф рассчитывали осуществить при поддержке Османской империи. Поднятые в инструкциях вопросы стали предметом переговоров между казацкими послами и польскими комиссарами в Остроге в 1670 г.

 



 
PR-CY.ru