ИОСИФ, Литовкин Иван Ефимович - Страница 4

Подготовка к изданию писем старца была начата сразу после его кончины, на это указывают сохранившиеся рукописи с многочисленными редакторскими пометами, а также проводившаяся работа по сбору и систематизации писем. Однако до 1917 г. полное жизнеописание Иосифа и собрание его писем так и не вышли. В 1998 г. часть писем Иосифа была опубликована в брошюре «Прошу тебя отеческим гласом». В 2005 г. вышло полное собрание писем Иосифа, подготовленное по рукописным источникам; в сборник вошло более 700 писем к 46 адресатам из различных монастырей. 26 июля 1996 г. Иосиф был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. – общецерковно. Мощи Иосифа были обретены 16 октября 1988 г. и до 10 июля 1998 г., когда состоялось обретение останков большинства Оптинских старцев, почитались как мощи преподобного Амвросия. К 2011 г. мощи Иосифа почивали в церкви Владимирской иконы Божьей Матери в Оптиной пустыни, ежедневно перед ними служатся молебны и акафист. Богослужебное последование Иосифу включает: отпустительный тропарь третьего гласа: «Яко к Божественней чаше утешения...»; кондак третьего гласа: «Кротостию и незлобием украшен быв...»; канон пятого гласа с акростихом «Чашу нерастворену сладкого вина пою», ирмос: «Пешешествуя Израиль непроходимую стезю...», начало: «Чистительный смысл подаждь в Слове»; акафист с рефреном: «Радуйся, Иосифе, Матери Божия любимче Блаженный». Сохранилось более десятка фотографий Иосифа одного или в кругу монастырской братии конца XIX – начала XX вв. (архив Оптиной пустыни, частные собрания в России и за рубежом). Так, на фотографии (между 1894 и 1898 гг.) он сидит в центре в первом ряду, рядом с Варсонофием (Плиханковым; частное собрание). Чаще всего старец запечатлён в простом подряснике и скуфье, на других фотографиях – в мантии и клобуке, в руках неизменно держит чётки. Исследователям известны несколько живописных портретов Иосифа, выполненных художниками-любителями, вероятно, на основе его фотографий. В конце XIX – начале XX вв. был написан портрет, на котором преподобный изображён поколенно, фронтально, в сером подряснике, препоясан ремнём, в тёмной скуфье; охристый фон высветлен в верхней части вокруг головы. Происхождение портрета исследователям неизвестно, в 1970 гг. он был передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии. Близкий по типу портрет Иосифа хранится в Оптиной пустыни (1910 гг., келья Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту). Святой запечатлён на фоне пейзажа с голубым облачным небом, правой рукой опирается на палочку-посох, в левой, согнутой в локте руке держит чётки. Другой портрет, парадного характера, представляет Иосифа вполоборота вправо, сидящим возле покрытого скатертью столика, в тёмной рясе и в клобуке, с золотым наперсным крестом; в левой руке, лежащей на книге, – светлые чётки (первая половина XX в.; Оптина пустынь). Внешность Иосифа на портретах соответствует облику на фотографиях: у него улыбающееся просветлённое лицо, прищуренные глаза, широкий нос, седая, сужающаяся книзу и разделённая на две или несколько прядей борода. На северной стене братской трапезной Оптиной пустыни написан большой по размеру ростовой живописный портрет Иосифа и Варсонофия в тёмных тонах (1990 г., Лев Николаевич Шархун). Старцы представлены в рост, Иосиф – вполоборота вправо, облачён в рясу, мантию и клобук, правой рукой опирается на посох, в левой держит чётки.

 



 
PR-CY.ru