ИЕВЛЕВИЧИ - Страница 2

В этих условиях защита православия как части национальной традиции стала патриотическим делом сохранения народности и культуры, что особенно ощущалось в первые десятилетия после провозглашения унии. В «Лабиринте...» автор иносказательно повествует о политической и конфессиональной обстановке на белорусских землях (по-видимому, сказывались цензурные условия Краковской типографии). Позиция православного патриота прослеживается в исторических экскурсах поэмы, в высокой оценке деятельности национально-религиозных братств и запорожского казачества. Мироощущение автора, восприятие им кризисной ситуации отражают название поэмы. По мнению Фомы, общественный кризис способствовал ущемлению религиозных и гражданских свобод, отклонению «от дорог своих предков», «разладу» в «Церкви Божей», предательству тех, кто «должны стоять во главе духовных» (имеется в виду часть православного епископата, которая перешла к униатам). Фома отмечает, что огромную опасность для общества и государства представляют внутренние распри, благополучие народа и страны может быть основано только на гражданском мире и «святом согласии». Он ратует за достижение социально-религиозного компромисса на основе диалога всех общественных сил, заинтересованных в процветании родины. Духовную опору возрождения автор видит в «старине», в великом историческом прошлом «стародавних шляхетных Славян». Фома – сторонник идеи исторического и культурного родства восточных славян, определявшей национальное самосознание белорусского народа с начала его формирования. Большое место в поэме занимает обличение злоупотреблений и морального упадка клира. Фома бичевал недостатки православной церкви с целью её обновления, поднятия престижа духовенства. Фома заботился о сохранении национальной духовной культуры перед угрозой полонизации. Развитие просвещения, считал он, является общенациональным делом, невнимание к образованию и науке ведёт к деградации общества и народа. Ратуя за приобщение к передовой европейской науке и образованию, Фома в то же время пытался предостеречь православную молодёжь, стремившуюся для получения знаний в «чужие сады» (западноевропейские университеты), от опасности «неизлечимого струпа» и «блудной слепоты» – влияния реформационной и католической идеологии. Защищая православие, он расценивал конфессиональную переориентацию как отступничество. Схожие мотивы характерны и для других антиуниатских авторов того времени. Фома выступал за создание национальной высшей школы, где можно было бы получить европейское образование на основе национально-религиозных духовных ценностей. Таким образом Фома предопределил направление деятельности Киевского митрополита Петра (Могилы). Острое общественное звучание и глубина затронутых проблем ставят «Лабиринт...» в ряд значительных памятников философской культуры Белоруссии и Украины эпохи барокко. Творчество Фомы – свидетельство преемственности гуманистических традиций философов и просветителей XVI – начала XVII вв., формировавших идеал духовной и национально-культурной жизни восточных славян. Идеи Фомы стали лейтмотивом деятельности просветителей и церковных подвижников из круга митрополитов Петра (Могилы) и Сильвестра (Коссова), профессоров Киево-Могилянской коллегии.

 

 



 
PR-CY.ru