ИОСИФ, Кононович-Горбацкий - Страница 4

Значительная часть сочинения построена в форме диалога Цицерона с сыном. Третья часть имеет посвящение митрополиту Петру (Могиле), о котором Иосиф отзывается следующим образом: «Стал общим для всех (нас) отцом и покровителем, решил воспитывать и растить (молодое поколение), по причине чего его благодеяния получают вознаграждение: все к единой святой Церкви так возвращаются, как каждый к родным своим возвращаться должен. Но, увидев ораторского мастерства недостаток и муз испытав, он лучших воспитателей ума и сердца человеческого разбудил, реку наук свободных решительно открыл, православные жаждущие души оросил и щедро напоил, вследствие чего они ожили и расцвели». В ораторском искусстве Иосиф на первое место ставит не форму, а содержание речи, действенность, актуальность. Он требовал от оратора знания духовной культуры своего времени, ярким примером чего было, по мнению Иосифа, творчество Цицерона. В основе искусства красноречия, как считает Иосиф, лежит практика; в подтверждение своих слов он приводит цитату из речи Цицерона о том, что не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия. Важным для оратора, по мнению Иосифа, является умение убеждать; оратор должен вызвать доверие у слушателей и взволновать их, т.е. повлиять на ум и чувства. Много места Иосиф отводит вопросу о том, нужно ли оратору мастерство. Он считает, что наибольшее воздействие на слушателей может оказать тот оратор, у которого естественные способности сочетаются с умением, приобретённым в процессе обучения и практики. К естественным способностям автор относит свободное владение речью, силу голоса. Важными предпосылками убедительности выступления Иосиф считает правильный подбор материала, простоту и ясность речи. Он также излагает требования к поэтическим произведениям: пышность формы, изысканность, торжественность. В курсе риторики Иосиф затрагивает вопросы современной жизни, упоминает о гонении на православных со стороны католических магнатов. Иосиф рекомендует говорить о том, что дворцы богачей построены на крови бедняков, гибнущих из-за жадности магнатов. Аллегорией православных жителей Речи Посполитой у Иосифа выступает Мать Русь, упрекающая своих сыновей – шляхту и знать за то, что они отреклись от неё, и враги её терзают. Иосиф осуждает тех, кто приняли униатство и католичество, отмечая, что «для соотечественников от них всегда исходит опасность». Говоря о мерах по укреплению православия, он подчёркивает важность образования, особенно для молодёжи; напоминает о Киевской Руси, когда образование было в почёте, и Русь «была наставницей многих поколений». Исследователи отмечают, что для общественно-политических взглядов Иосифа характерны ориентация на идею «природного права», которую до него сформулировал писатель из Галичины Станислав Ориховский-Роксолан, отстаивание прав православного населения Речи Посполитой. По мнению Иосифа, власть должна привлекать народ на свою сторону не силой, а любовью; в то же время автор признаёт необходимость для государства законов. Помимо трудов Цицерона в курсе риторики Иосиф использовал «Риторику» Аристотеля, «Об образовании оратора» Квинтилиана, сочинение «Об искусстве риторики» иезуита Киприано Суареса.

 



 
PR-CY.ru