ИОСИФ, Кононович-Горбацкий - Страница 3

Король обещал выделить на содержание Могилёвской православной епархии половину владений Полоцкого униатского архиепископа, но архиепископ Антоний (Селява) отказался передать владения православному архиерею и отправил в 1651 г. королю записку о том, что имения Полоцкой архиепископии не могут быть от неё отделены. Отчасти под влиянием этой записки, а также, как полагают исследователи, в связи с поражением казаков в Берестечской битве (июнь 1651 г.) король Ян Казимир рескриптом от 20 февраля 1652 г. отнял у православных храмы и имения, предоставленные им согласно привилею от 2 мая 1650 г. За Могилёвской кафедрой в 1652 г. были закреплены только могилёвский Преображенский монастырь и село Печерск с окрестностями, остальные имения остались у униатов. Иосиф уделял особое внимание вопросам подготовки клириков и устроения иноческой жизни. Уволил настоятеля Воскресенского монастыря в городе Борисове (современная Минская область, Белоруссия) игумена Феодосия (Комаревича) за «нерадение» и назначил на его место монаха из Могилёва Михаила (Василевича). Архиерей придавал большое значение православным братствам, принимал меры по их укреплению и опирался на братства в своей деятельности. 10 июня 1651 г. утвердил устав юношеского («младенческого») братства при полоцком Богоявленском братстве. По просьбе Мелетия (Гедройца), настоятеля полоцкого Братского в честь Богоявления монастыря, Иосиф в том же году ввёл в обители общежительный устав, отличавшийся сравнительной мягкостью. В 1652 г. при могилёвском Богоявленском Братском монастыре была построена богадельня («шпиталь»), не прекращавшая деятельность до начала ХIХ в. С середины 1640 гг. в Могилёве существовал зависимый от братства Богоявленский женский монастырь, устроенный напротив Братского Богоявленского мужского монастыря. В начале 1650 гг. епископский наместник в Витебске и Полоцке, настоятель полоцкого Борисоглебского монастыря игумен Игнатий (Иевлевич), как полагают исследователи, по благословению Иосифа, открыл в Полоцке братское училище, ставшее крупным образовательным центром. Игумен Игнатий написал вирши на кончину Иосифа (где указан точный день смерти архиерея). Иосиф был похоронен в Преображенском соборе могилёвского Спасского монастыря, разгромленного униатами через несколько месяцев после смерти епископа. Исследователям известны два произведения Иосифа на латыни, открытые в 1870 гг. Николаем Ивановичем Петровым и впервые опубликованные с сокращениями в 1972 г. в переводе на украинский язык. «Оратор могилянский, украшенный совершеннейшими ораторскими “Частями” Марка Туллия Цицерона» (Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского) представляет собой курс риторики, прочитанный Иосифом в Киево-Могилянской коллегии в 1635/1636 учебном году, это первый известный в восточнославянской книжности учебник по этому предмету. Приложением к нему является трактат «Введение в исследование диалектического учения», который отдельные исследователи считают самостоятельным сочинением. «Оратор могилянский...» (без приложения) состоит из четырёх частей: введения, посвящённого искусству риторики, трактата о сборе материала для речи, трактата о структуре речи и трактата о родах и видах речей.

 



 
PR-CY.ru