ИОСИФ, Иоанн Плусиадин - Страница 2

Иосифу также принадлежит 61 поучение на период Великого поста, которые являются переводами из латинских источников, «Послание к критянам», «Послание о любви», «Против критских схизматиков». Гимнографические произведения Иосифа написаны в традиционном византийском жанре канона, но являются католическими по содержанию и поэтому не могли использоваться в православном богослужении: «Канон Фоме Аквинскому», «Канон Восьмому Собору, во Флоренции бывшему» (акростих «Приятными словами Собор славлю. Иоанн») с синаксарём. Второй гимн написан по образцу воскресного канона четвёртого плагального гласа Иоанна Дамаскина. Музыкальное творчество Иосифа разнообразно, в него входят следующие произведения: полностью распетое последование Акафиста Пресвятой Богородице, херувимская на четвёртый глас («экзегезис» хартофилакса Хурмузия), богородичные матимы (например, воскресные богородичны (вместе с воскресными тропарями) из Октоиха, «Достойно есть» и др.); наиболее известен богородичный тропарь первого плагального (пятого) гласа «Скорый Твой покров и помощь», который, согласно указанию Иосифа в автографе конца XV в., «написан в Венеции по просьбе Иоанна Диллафотиса, друга воистину лучшего», полиелей, непорочны, великое славословие, аллилуиарии на восемь гласов, причастны, умилительны, стихиры на различные праздники (например, стихира императрице Феодоре в Неделю Православия «Святителей и божественных отцов лик» на второй плагальный (шестой) глас). По мнению исследователей, уникальный опыт отступления от монодической традиции сочинения представляют два песнопения Иосифа, известные им по рукописи конца XVI – начала XVII вв. Одно из них, двухголосный воскресный причастен «Хвалите Господа с небес», предваряется указанием «двойной мелос согласно латинскому певческому (искусству), глас четвёртый плагальный». Музыкальный текст песнопения записан двумя рядами знаков, чёрными и красными, один под другим. По предположению Г. Статиса, воскресный причастен может быть как оригинальным сочинением Иосифа, так и фиксацией западного песнопения с помощью византийской нотации. Вслед за причастном дважды последовательно выписаны стихи «Видевый Мене виде Отца» и «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нём» (Ин. 14:9; 6:56). Около первого стиха на полях стоит ремарка «текст», около второго – «тенор», а в конце описывается способ их исполнения: «Этот стих поётся двумя доместиками совместно, один поёт текст, другой – тенор». Именем Иоанна Плусиадина надписан только второй стих, но, поскольку обе композиции написаны в одном стиле и одним почерком, исследователи полагают, что оба принадлежат ему. Движение голосов параллельными квинтами (реже квартами и секстами) напоминает уже устаревшую к XV в. технику cantus planus binatium, распространённую в периферийных областях стран Западной Европы, в том числе в Италии, наряду со сложными полифоническими стилями. Аналогичные по технике письма двухголосные музыкальные композиции писал Мануил Газис. Иосиф является автором музыкально-теоретического трактата «Толкование параллаги» и других, меньших по объёму сочинений и «методов» обучения певческому искусству.

 



 
PR-CY.ru