ИОСИФ, Иоанн Плусиадин

ИОСИФ, Иоанн Плусиадин (около 1429 – 1500 гг.) – греко-католический епископ Мефонский, греческий богослов, мелург, музыкальный теоретик. Дату рождения Иосифа исследователи определяют согласно его свидетельству, что ко времени проведения Ферраро-Флорентийского собора ему ещё не было десяти лет. Его отец Георгий тоже был мелургом: в автографе Иоанна (Матиматарии 1469 г.) сохранилась ремарка: «...Сочинение кир Георгия Плусиадина, моего отца». Иоанн получил хорошее образование (изучал древнегреческий и латинский языки и богословие). Исследователи полагают, что несколько лет был иноком в монастыре Одигон в Константинополе, жил в столице до её падения в 1453 г., затем вернулся на остров Крит. Сначала выступал против унии с католической церковью, но позднее изменил точку зрения и стал одним из 12 греческих священников, официально поддержавших унию. В целом Иосиф имел репутацию сторонника унии и филокатолика. До 1455 г. Иоанн был рукоположён во священника (сам себя называл пресвитером). В 1461 г. совершил поездку в Венецию. Между 1463 и 1470 гг. кардинал Виссарион, митрополит Никейский и титулярный латинский патриарх Константинополя, возвёл Иоанна в чин начальника церквей, между 1466 и 1467 гг. – ипо-протоиерея, 28 янв. 1470 г. – протоиерея. Затем Иоанн покинул Крит и, по мнению исследователей, переехал в Венецию. Информация о его деятельности в 1474–1481 гг. в источниках отсутствует, по мнению исследователей, он переживал трудные времена. Занимался копированием рукописей и писал сочинения. В 1481 г. засвидетельствовано его пребывание на Крите в качестве клирика церкви Христа Главы в Кандии (подворье монастыря великомученицы Екатерины на Синае). Не позднее 1492 г. он был поставлен епископом построенного венецианцами города Мефоны с наречением имени Иосиф. В 1497 г. возвратился в Венецию. В 1498 г. читал Евангелие по-гречески на рождественской папской мессе в Риме. Когда в 1499 г. Иосиф вновь вернулся на Крит, вспыхнула Турецко-венецианская война, и он отправился в Мефону, чтобы поддержать свою паству. По свидетельству Марино Санудо, в ходе военных действий «греческий епископ Мефоны, с крестом в руках, был убит турками». Ф. Корнелиус таким же образом описал гибель Андреа Фалько, латинского епископа Мефоны, однако большинство исследователей считают, что это сообщение относится к гибели Иосифа. Сохранились труды Иосифа в области богословия, гимнографии и музыки. В раннем списке (предположительно автограф) содержатся три сочинения Иосифа, посвящённые унии: «Толкование святого и Вселенского Собора во Флоренции как законно бывшего» (содержит апологию пяти глав определения этого Собора: об исхождении Святого Духа, о приношении опресноков и квасного хлеба, о чистилище, о наслаждении святых, о примате папы; в ранних печатных изданиях это сочинение приписывалось Константинопольскому  патриарху Геннадию II Схоларию), «О разногласиях, существующих между греками и латинянами, а также о священном и святом Соборе, бывшем во Флоренции» и «Ответ на послание кир Марка Евгеника, митрополита Эфесского, в котором он изложил своё учение, высказанное на иже во Флоренции святом и священном Соборе».

 



 
PR-CY.ru