ИОСИФ, Болгаринович - Страница 2

Иосиф, как следует из послания, в то время не был сторонником унии и просил патриарха отправить грамоты православным князьям Великого княжества Литовского с просьбой защищать его и других православных. Патриарх рекомендовал Иосифу осторожный способ действий: следовало избегать конфронтации с католиками и иметь с ними «дружеское общение», а на все предложения отвечать, что он не может ничего предпринять, не зная мнения Константинопольского патриарха. 20 марта 1499 г. по просьбе Иосифа великий князь Александр подтвердил представленный ему текст «Свитка Ярославля» – особой редакции церковного Устава князя Ярослава, закрепив тем самым полномочия митрополичьего суда. В представленном Литовскому великому князю тексте нашли отражение усилия священноначалия по ослаблению опеки светских патронов над православными церковными учреждениями и по ограничению их вмешательства в церковную жизнь. Устав налагал высокие денежные штрафы на тех «властителей», «князей» и «бояр», которые попытались бы своей властью разводить супругов или оказывать поддержку епископу, низложенному митрополитом. Штраф налагался и на того, кто «в каком-либо деле» стал бы «заступовати» священника перед епархиальным архиереем; помимо штрафа виновному угрожало «погубление ктиторства». При подтверждении текста великим князем Литовским в традиционное право светского патрона «подавать» священника для храма в своих владениях была внесена поправка, что патрон не имеет права удалить такого священника из церкви «без осмотрения и воли митрополичье». Эта важная уступка была сделана, как полагают исследователи, для того, чтобы склонить митрополита к переговорам о соединении церквей. Исследователи полагают, что первые шаги в этом направлении были предприняты в мае 1499 г., когда Иосиф вместе с католическим Виленским епископом Войтехом Табором и бернардинцами уговаривал супругу великого князя Александра Елену Ивановну (дочь Московского великого князя Ивана III Васильевича) перейти от «греческого закона к римскому закону». К концу 1499 г. относятся известия, что великий князь, Иосиф и епископ Войтех обратились к «князем и ко всем людем» с предложением, чтобы «приступили к римскому закону». Вскоре прибыл посол от Константинопольского патриарха Иоакима I с патриаршей ставленой грамотой Иосифу, и 10 мая 1500 г. состоялась интронизация митрополита при участии Полоцкого архиепископа Луки и епископов Кирилла Луцкого и Вассиана Туровского. Таким образом, начиная переговоры об унии, Иосиф и другие западнорусские православные епископы не порывали связи с Константинопольской патриархией. 20 августа 1500 г. Иосиф обратился с посланием к папе Александру VI. Вступительную часть послания заняли похвалы папской власти, заимствованные из более раннего послания «российских славян» к папе Сиксту IV. Провозглашая папу «пастырем всех верных и главой вселенской Церкви», Иосиф просил его о благословении и покровительстве.

 



 
PR-CY.ru